Adobe Illustrator возвращается

Автор: Tarus Воскресенье, Апрель 6th, 2008 Нет комментариев

Рубрика: Software

Достаточно долгое время Adobe Illustrator, можно сказать, топтался на месте, довольствуясь лишь незначительными улучшениями, в то время как его основные конкуренты уходили все дальше в отрыв. Однако с выходом очередной, девятой версии положение вещей должно измениться кардинально: программа полностью восстанавливает утраченные позиции на рынке допечатных технологий. Кроме того, теперь она позиционируется также как универсальный инструмент для создания графики для мультимедиа-приложений и web и станет прекрасным дополнением для web-дизайнеров. Нынешняя версия особенно богата нововведениями, многие из которых не имеют аналогов у конкурирующих продуктов, что в очередной раз выводит ее в бесспорные лидеры среди векторных редакторов.

Дополнений и изменений в Illustrator 9 столько, что можно говорить вообще о принципиально новом продукте: не зря же руководство Adobe обновило даже изображение Венеры Боттичелли на заставке программы! Чем обусловлен такой мощный рывок? С моей точки зрения, ответ кроется в применении новой концепции построения программ. (По всей видимости, именно трудностями, с которыми пришлось при этом встретиться разработчикам, и объясняется относительное затишье Illustrator на протяжении нескольких лет). Столкнувшись с проблемой поддержки большого количества уже разработанных приложений, специалисты из Adobe создали модель, которая предполагает неограниченную наращиваемость программ за счет модулей, подключаемых из других своих пакетов.

У такого подхода несколько плюсов: во-первых, модуль, выпущенный для одного приложения, может использоваться всеми остальными приложениями, поддерживающими общий механизм обмена. Это дает возможность применять, например, один и тот же стандартный модуль отображения текста на экране в Adobe PhotoShop, Adobe In Design, Аdobe Illustrator или в каких-либо других пакетах, которые появятся в будущем, без каких-либо дополнительных усилий. Во-вторых, новый подход экономит время на отладку и тестирование модулей с одновременным повышением надежности их работы — благо, они уже прошли обкатку в других приложениях.

Недостатки такого подхода тоже очевидны: широкое внедрение технологии plug-ins обостряет проблему дефицита мощностей вашего ПК. В самом деле, нынешняя версия Illustrator настолько прожорлива, что, имея лишь 32 Мб памяти, с программой работать практически невозможно — она моментально «съедает» все ресурсы и переходит в режим Preview, выход из которого только один — перезапуск приложения. Приятно, что быстродействие у нее не деградировало до уровня того же In Design и лишь незначительно отличается от прежнего уровня.

Все новшества полностью обновленного пакета условно можно разделить на две группы: те, что направлены на расширение его возможностей в работе с собственно векторной графикой, и те, что предназначены для web-дизайна. Несмотря на внимание, которое уделяется разработчиками web-сфере, обзор новшеств начнем все-таки с его полиграфических возможностей.

Прозрачность
Функция, обращающая на себя особенное внимание — поддержка прозрачности векторных объектов, текста, растровых изображений и даже целых слоев, что позволит создавать в программе макеты практически любой степени сложности. Этому способствуют как легкость установки степени применения эффекта при помощи известной по PhotoShop палитры прозрачности Transparency, так и различные способы ее наложения (blend) — Multiply, Screen, Overlay, Soft Light и другие. Дополнительную гибкость работе придают специальные режимы использования прозрачности: Knockout Group создает для всех нижележащих объектов маску прозрачности по форме верхнего объекта (аналог макетирующией группы в Photoshop), а в режиме Isolate Blend прозрачность воздействует только на объекты из выбранной группы и не затрагивает остальные. Предусмотрено и быстрое инвертирование маскирующей области (Invert Mask), позволяющее избежать рутинной работы. Что же касается текста, то прозрачными могут быть как весь текст, так и некоторые лишь символы, при этом он остается полностью редактируемым.

Более того, теперь Illustrator стал поддерживать даже маски прозрачности. Это ощутимо повышает его рейтинг среди остальных конкурентов — ведь такой возможности нет ни у какого другого векторного редактора! Создание и редактирование масок практически не отличаются от аналогичных действий в PhotoShop, что упрощает работу с ними даже новичкам. В качестве маски может выступать любой объект, например, pattern, gradient или даже gradient mesh, причем его цвет, переведенный в градации серого, задает степень прозрачности объекта. Таким образом вы можете создать объект со сколь угодно сложной формой и, например, использовать blend, чтобы получить плавное изменение прозрачности — при этом вы получаете удобство при работе с прозрачностью даже большее, чем в PhotoShop. Кроме того, в отличие от конкурирующих продуктов, степень прозрачности в Illustrator воздействует как на заливку, так и на абрис объекта, что часто более предпочтительно.

Единственное, что омрачает ситуацию — несмотря на отсутствие абриса, при наложении прозрачности Illustrator, тем не менее, оставляет на экране тонкую окантовку вокруг объекта в тех местах, где под ним расположен другой объект. В общем-то, такие «издержки» — еще одно подтверждение старой истины, что использование «наворотов» в векторных редакторах требует особой осторожности и тщательной проверки перед отдачей на фотонабор — иначе можно получить совсем не тот эффект, на который вы рассчитывали. Именно поэтому разработчики настоятельно рекомендуют ознакомиться с документацией, поставляемой на компакт-диске вместе с программой. В ней детально описаны возможные проблемы, а также даны рекомендации по их устранению. Например, для получения качественного результата на печати играют роль настройки как прозрачности, так и печати/экспорта для документа (Document Setup > Transparency и Document Setup > Print/Export) — они определяют, что при растрировании на фотонаборе будет конвертироваться в растровую графику, а что останется векторным. Немаловажное значение для решения компромисса между качеством и скоростью работы (последним, как известно, программа традиционно не может похвастать) играют установки Print Setup > Properties. С другой стороны, такой рецепт «свободомыслия» вряд ли будет способствовать получению гарантированно качественного результата — как и раньше, самым надежным методом остается конвертация потенциально опасных эффектов в растровые изображения.

Ну, а теперь о хорошем. Разработчики обеспечили полную поддержку прозрачности PhotoShop и Illustrator на уровне слоев и масок. Для обмена между приложениями используется формат PSD, позволяя сочетать преимущества как той, так и другой программы на любой стадии выполнения работы, при этом сохраняя контроль за каждым примененным эффектом. Таким образом, тесная интеграция с PhotoShop позволяет более рационально планировать работу, используя максимум возможностей каждого редактора, и дает в руки дизайнерам мощный инструмент для воплощения самых сложных макетов.

Динамические эффекты
Второе событие по важности (с моей точки зрения) — наконец-то в программе появилась поддержка динамических эффектов. В то время как конкуренты уже давно предоставили пользователю подобные возможности, Illustrator до сих пор отставал, имея в своем стандартном наборе лишь самый минимум средств. В общем-то не секрет, что именно поэтому он часто использовался лишь как инструмент для создания файлов EPS эталонного качества, а вся предварительная работа выполнялась в Macromedia FreeHand или CorelDRAW.

С выходом девятой версии положение вещей должно существенно измениться. Во-первых, многие из фильтров (Filter) стали динамическими (неразрушающими операциями) — все они собраны в новом меню Effects. Во-вторых, в их состав, кроме уже знакомых операций (Distort), вошли и совершенно новые, такие как Path (offset path, outline object/stroke), Pathfinder (логические операции объединения/разъединения), Rasterize (растрирование) и Stylize. На последней хочется остановиться подробнее. В состав этой группы входят Add Arrowheads, Feather, Round Corners и джентльменский набор от PhotoShop — Drop Shadow (добавить тень) и Inner/outer glow (внутреннее/внешнее свечение). По всей видимости, в Photoshop 6 операция Feather (распушивание краев) тоже должна стать динамической — вообще-то это уникальная ситуация, когда возможности, которые, по логике вещей, должны были появиться сначала в растровом редакторе, первоначально появляются в векторном. Названия этих эффектов говорят сами за себя, а возможности практически идентичны PhotoShop. Правда, в программе остались еще некоторые ограничения, как, например, невозможность наложения тени от картинки, но будем надеяться, что в следующей версии их уже не станет. При работе с эффектами нужно помнить и о некоторых не всегда очевидных ограничениях: так, например, в результате применения Offset Stroke для кривой, к которой был применен эффект Arrowheads, стрелки почему-то исчезают. Несмотря на подобные нюансы, появление динамических операций — значительный шаг программы в сторону расширения своих функциональных возможностей, который выводит Illustrator, хоть и со значительным запозданием, на один уровень с остальными участниками «забега» на рынке векторных редакторов.

Appearance
Не менее важным отличием девятой версии от предыдущих стала новая модель представления объектов в документе. Если раньше каждый объект мог иметь только одну заливку и абрис, то теперь дизайнеры получили в свое распоряжение новые, практически неограниченные возможности оформления объектов. Дело в том, что теперь Illustrator поддерживает «многослойную» модель объектов. Это значит, что каждый объект может состоять из множества собственных независимых «слоев», каждый из которых имеет свою заливку и абрис. Слои могут быть полупрозрачными, со знакомыми по PhotoShop способами их смешения; кроме того, на них может распространяться действие любых динамических эфектов, имеющихся в программе. При помощи специальной палитры Appearance можно менять порядок наложения этих мини-слоев, а также редактировать уже наложенные эффекты, которые продолжают оставаться динамическими, что позволяет непосредственно в Illustrator 9 создавать уникальные заливки объектов.

Особого внимания заслуживает то, что при наложении сразу нескольких эффектов результат их работы аккумулируется. Так, например, если вначале был применен Path offset, а затем Roughen, то при изменении параметров Path offset результат Roughen изменится автоматически в соответствии с новой формой объекта. Мини-слоев может быть сколь угодно много, при этом «сложный» объект на экране ведет себя как один объект, что облегчает работу с насыщенными макетами. Примеры уже созданных как заливок, так и созданных по новой технологии объектов можно найти в библиотеках, идущих в комплекте с программой — это поможет вам понять принцип их создания и, вполне возможно, вдохновит на создание своих собственных творений.

Надо сказать, что хотя подобный механизм уже давно реализован в конкурирующих продуктах, тем не менее, по размаху возможностей и гибкости его использования они заметно уступают нынешнему Illustrator, выдвигая его на лидирующую роль среди векторных редакторов и на платформе РС. Однако не следует забывать о том, что использование новшеств серьезно сказывается на производительности ПК: программа стала еще требовательной к ресурсам, чем раньше, и даже наличие большого объема памяти (векторные объекты занимают небольшой объем в ОЗУ) не избавит ваш компьютер от постоянных подтормаживаний в процессе работы — во всяком случае, предпочтительным при работе с программой окажется использование более быстрого процессора, нежели увеличение памяти.

При создании инструментов для реализации творческих возможностей, разработчики не забыли и о сугубо технических вопросах. Теперь Illustrator может показывать результат применения Preview overprint (показать области с перекрывающимися цветами), чего не позволяет ни один из конкурирующих продуктов.

Web-возможности

С резким ростом популярности Интернета значительным спросом стали пользоваться редакторы для создания web-страничек. Этим не преминули воспользоваться практически все, кто имел какие-либо наработки в данной области — ведь армия потенциальных покупателей web-ориентированных продуктов несравненно больше, чем пакетов, предназначенных исключительно для полиграфии. Эта тенденция не обошла стороной и Illustrator: в его новой версии появилось множество возможностей, предназначенных специально для создания web-графики. Учитывая то, что некоторые операции в векторном редакторе можно сделать быстрее, чем в растровом, имеет смысл остановиться на них более подробно — наверняка пользователи, профессионально работающие с Illustrator, предпочтут ее же и для web-дизайна.

Во-первых, теперь в программе имеется режим Pixel preview, в котором объекты отображаются точно в таком же виде, как в обычном растровом редакторе (с разрешением экрана). Это позволит точно позиционировать объекты на странице с учетом сглаживания краев (antialiasing), потери мелких деталей и таким образом избежать дополнительной корректировочной работы в PhotoShop.

Во-вторых, один из динамических эффектов, появившихся в программе, найдет особенно широкое применение в web-дизайне. Convert to Shape позволяет создать вокруг текста примитив, который будет менять свои размеры в соответствии с изменением размеров текста. Это позволяет автоматизировать процесс создания различных кнопок, сведя количество рутинных операций к минимуму (кстати говоря, первоначально такие возможности появились в другом продукте компании — Adobe Image Styler). Набор примитивов невелик (прямоугольник, прямоугольник со скругленными краями, эллипс), однако достаточен для большинства случаев. Кстати говоря, теперь текст, созданный в Illustrator, открывается как редактируемый текст в Photoshop, что тоже достаточно удобно.

Кроме всех перечисленных новаций, Illustrator стал поддерживать продвигаемый W3C новый формат передачи векторных объектов — SVG (Scalable Vector Graphics, инициатива его создания принадлежит Adobe). Трудно сказать что-либо определенное в отношении нового формата, однако ему будет крайне трудно конкурировать с Flash, который уже получил достаточно широкое признание во всем мире. Его преимущества должны проявиться позже, когда широкое распространение получит XML — ведь SVG основан на нем. Illustrator позволяет назначать java-скрипты различным объектам для придания им интерактивности, среди встроенных скриптов — стандартные действия типа OnMouseOver.

Пока же Adobe подстраховалась поддержкой Flash, экспорт в который происходит путем преобразования каждого слоя в отдельный кадр ролика. Разумеется, такой подход серьезно затрудняет создание даже простой анимации и уступает специализированным программам, использующим для управления динамикой панель сценариев (timeline). Можно предположить, что разработчики сознательно избежали перспективы составить конкуренцию своему же Adobe LiveMotion, который предназначен именно для этих целей и к тому же напрямую открывает документы формата *.ai. Что же касается экспорта растровой графики, то в Illustrator перекочевала из PhotoShop операция Save for Web — с теми же точно настройками и возможностями. Таким образом, в девятой версии можно решать большинство вопросов, связанных с web-дизайном — начиная от подготовки макета сайта и заканчивая созданием полностью готовых для размещения в Интернете растровых изображений (форматы GIF, JPEG, PNG-8, PNG-24).

Выводы
Подобьем итоги. То, что Illustrator 9 сильно отличается от своего предшественника — факт очевидный. Новые инструменты позволят дизайнерам реализовать самые смелые творческие идеи, а согласованная работа программы с другими приложениями Adobe дает возможность выполнять работу гораздо в более короткие сроки, чем прежде. Несмотря на явное движение в сторону web, Illustrator продолжает оставаться стандартом де-факто в своей отрасли, и теперь программу можно всерьез рассматривать как конкурента FreeHand и CorelDRAW — более того, по ряду возможностей последние начинают ему уже проигрывать. Оставшееся наследство от предыдущих версий — медлительность работы и добавившаяся в новой версии требовательность к ресурсам компьютера — пока еще остается больным вопросом для пользователей Illustrator.

Интеграция, в результате которой Adobe начинает планомерно завоевывать все стратегические высоты на рынке подготовки графики для печати, в самом скором будущем должна принести корпорации существенные барыши. Во-первых, новый метод разработки программ позволяет в кратчайшие сроки и с надлежащим качеством выпускать очередные версии продуктов — разработчики могут работать сразу во многих направлениях и по мере готовности включать готовые модули во все остальные приложения. Выдержат ли такой темп конкуренты — вопрос отнюдь не праздный. Во-вторых, значительно возрастает роль PDF не только как межплатформенного стандарта для обмена документов, но и как стандарта при передаче файлов для высококачественной печати. А то, что Adobe стремится сделать его внутренним форматом для своих приложений (его полная поддержка уже реализована в InDesign и Illustrator 9), позволит и в дальнейшем, с усложнением функций, встраиваемых в ее новые разработки, сохранять высокое качество выходных файлов и надежность при цветоделении. Более того, как заявляет руководство компании, следующая версия Acrobat Reader будет полностью понимать формат AI, который базируется на PDF.

Источник: http://www.mycomp.com.ua

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты