Neznayka-soft presents…

Автор: content Четверг, Апрель 10th, 2008 Нет комментариев

Рубрика: Software

«Читать Незнайка выучился только по складам, а писать умел только печатными буквами. Многие говорили, будто у него совсем пустая голова, но это неправда, потому что как бы он мог тогда соображать? Конечно, он соображал плохо, но ботинки одевал на ноги, а не на голову, — на это ведь тоже соображение надо».
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Это только кажется, что Носов детский писатель. Чем в более взрослом состоянии перечитываешь его рассказы, в частности, про любимца детей Незнайку, тем больше соответствия именно своему возрасту находишь.
Признаемся, по большому счету, все мы в той или иной области Незнайки. И согласиться с этим заявлением совсем не зазорно. Пример: пусть я отличный специалист в вебстроительстве (на самом деле это не так, но на минутку вообразить приятно) и даже со своей собакой я общаюсь исключительно на Perl‘е. Как вдруг, при случае, всплывает, что я совсем слаб в AutoCAD’е. И как, могу я все еще считаться компетентным компьютерным специалистом? Или опять скатываюсь в чайники? Далее смотрим: обидно это для меня или нет? Затем, если я из чувства самоутверждения захочу профессионально постичь ACAD, то непременно запущу HТМL, потому что и он на месте не стоит… Как быть?
Или сформулируем вопрос по-другому: стоит ли комплексовать по данному поводу? Или это нормально, что в любом возрасте и при любом количестве титулов и регалий надо периодически возвращаться в школу.
Однако с возрастом появляется все больше забот и остается все меньше времени посидеть за партой. А ведь иногда хочется, начитавшись статей из «Моего компьютера», в свободную наносекунду сотворить что-нибудь свое, оригинальное, в графике или музыке, ведь об этом с таким смаком пишут классики жанра.
Замечаете, как мы, издалека и потихоньку, но подобрались к морали. Именно тут нам и поможет метод из арсенала Незнайки, с легкостью бравшегося за освоение любого нового дела.
Характер и способы познания Мира этого персонажа вы сами помните с детства. Вот мы и позаимствуем у этого коротышки (так звали всех маленьких жителей Цветочного города) методику быстрого достижения результата в компьютерной области.
Так что, попробуем?
Остается только уточнить, что результатом мы будем считать КОЛИЧЕСТВЕННОЕ постижение какого-нибудь незнакомого процесса, а не КАЧЕСТВЕННОЕ, так как рост мастерства есть первая производная опыта и вторая производная общего количества часов, проведенных за компьютером…
(Кстати, хоть кто-нибудь мне объяснит, почему — ЗА компьютером, когда я сижу однозначно перед ним???)

Как Незнайка был музыкантом
«Гусля был замечательный музыкант. Все слушали его музыку и очень хвалили. Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю, вот он и стал просить его:
- Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом».
Все коротышки делятся на две группы, одни «учили музыку», другие нет. Первые могут прокомментировать то, что слушают, и в ходе этого используют сложные музыкальные термины, по звучанию напоминающие названия мудреных стоматологических инструментов… В общем, вызывают подсознательное уважение.
Вторая группа — просто потребители и ценители музыки. Автор сам принадлежит к этой части человечества и, как говаривал один ковбой в рассказе О’Генри, «…любит иногда в свободное время послушать мелодичный рев пианино…».
Также автора слегка угнетают статьи о софте, в которых три четверти объема занимает добросовестное перечисление команд, опций и под-опций. Важнее, на мой взгляд, передать дух программы, ее атмосферу; ведь, если автор ее Землянин, то, скорее всего, он выдержит интерфейс и логику общения в общечеловеческих канонах, так что можно и самому разобраться. Главное — была бы заинтересованность.
Как же писать ЭТУ статью? Для реализма, скорее всего так, как изучал бы программу сам Незнайка, со своими способностями к музыке и иным областям творчества. И совсем бы комфортно чувствовал себя Незнайка, если бы знал иностранные языки, но, сами знаете, как в Цветочном городе учат языкам… Поэтому, как он знает, как читает, так и говорит. Логично?
Изучаем программу, которая за вас пишет музыку. Вот тут вы программу берете: http://www.asahi-net.or.jp/~HB9T-KTD/music/auto43e.exe, а тут к ней музыкальные стили — http://www.asahi-net.or.jp/~HB9T-KTD/music/style.exe. Размер архивов 295 КБ и 47 КБ!!!
Просто разархивируйте ее на винт. Туда же сбросьте стили. И все. В реестр Винды, как в Душу, программа не лезет. Ей достаточно, что ее просто пустили на жесткий диск. И места она займет 1,12 МБ. При всей ее видимой (сами увидите) сложности, я не могу найти объяснения такому экономичному размеру, если не привлечь логичную реалистическую гипотезу, что свою большую часть программа размещает в подпространстве или ином измерении.
Единственная проблема, если дома нет модема — откуда качнуть? Идите в компьютерный клуб, идите в Интернет-кафе, идите к приятелю, имеющему Интернет дома или на работе. Естественно, первичное вложение капитала придется совершить. Но потом дело окупится полученным удовольствием.
Автор программы Кацуда Тецуджи (не с Украины хлопец, чувствуете), с 1995 года трудолюбиво, версию за версией, совершенствует данный музыкальный инструмент и только периодически предусмотрительно предупреждает… нет, не о запрете на коммерческое использование его проги и не о карах за нарушение этого. Наоборот, «Авторское право на Midi файлы, сгенерированные Automated Composing System, принадлежит каждому человеку, кто использует программу.» (Который является Вами!)
Неплохо сказано. Можно трактовать эти слова так: мол, если что случится с вами или еще с кем, прослушавшим ваше творение, то претензии к Вам самим. И если профессиональные композиторы, испугавшись безработицы, нападут на вас, отбивайтесь и защищайте компьютер сами (запрета при этом употреблять японские выражения не найдено).
Естественно, что после такого предупреждения я перестал писать всякие статьи и принялся, к ужасу домашних, все свободное время музицировать.
Очень помог мне при этом HELP, который симптоматично великолепен. Он умещается на одном листе распечатки. Получается, автор автоматического композитора считает: главное тут — ваша интуиция, настроение, экспрессия, знание географии (далее поймете, почему), не помешает и толика «здравого безумия». Узнаете образ Незнайки?
В предлагаемой программе. Вы заказываете музыку. А этот шершавый ящик, что гудит вентилятором, ее вам делает. Впрочем, процесс заказа обставлен так, что у вас создается полное впечатление, что именно вы ее рождаете.
И что же можно заказать?
Смотрим в раздел «Стили»: КОНТЕМПОРАРЕ, ДЖАЦЦ, КЛАССИК, ЭТНИК.
( — Что, почему ДЖАЗ? — удивился Незнайка. — Написано ведь JAZZ! Не-е-ет, меня не проведете!)
Уже в первом разделе можно уточнить и дополнительно выбрать еще 39 под-стилей. Имеется здесь и РОК, ТЕХНО ПОП, СТРИТ ЗИНГЕРС, тут еще можно уловить, о чем пойдет речь, но вот есть названия — ЕНКА, ТРАНС, АОР, от которых веет экзотикой и акустической романтикой.
Для каждого отдельного под-стиля можно затем еще указать десятка полтора параметров, каждый из которых ОПЯТЬ включает несколько опций (не исключено, что так до бесконечности, мне терпения проверить не хватило).
У меня всегда вызывали робость и уважение термины, которыми оперируют музыкознавцы, их таинственная арифметика. «Мелодия в три четверти», например. Три четверти чего??? Общежитейские интуиция и набор знаний абсолютно не помогают. В программе же все расписано обычными словами, без нот и разлинованных строк.
А для еще более простой и образной работы есть и мастер настроек — старый добрый ВИЗАРД (впрочем, «добрый» ли — оценят соседи, живущие в вашем доме за тонкими стенами). Тут можно выставить пропорционально бегунки между «артистичностью» и «обычностью», между «механистичностью» и «человечностью», даже между «грустью» и «счастьем». Вот такое конструирование по мне!!! Тут все логично и разумно, вплоть до выбора соотношения «северного» и «южного» стиля, а также «западного» и «восточного». То есть, хотите юго-юго-западный стиль — пожалуйста! Искал выбор желаемого полушария, пока не нашел — это, очевидно, будет реализовано в следующих версиях программы.
Различных комбинаций режимов, как сами можете подсчитать, наберется несколько тысяч, так что места для экспериментов много.
И все эти стили можно дополнительно смешать! РОК взбить с классикой, добавить этническую африканскую музыку и мелко посыпать регтаймом из джазовой закладки…
Впрочем, и для знающих музыку есть, где оттянуться — имеется вход в окно ОЛЛ ПАРАМЕТР. Вот там то и сконцентрированы и размеры, и мажоры с минорами, и темпы, и диссонансы, и прочие октавы. Впрочем, знатока музыкальной грамоты и на этой закладке может хватить удар. Ему предлагается в одном из режимов, название которого я перевести так и не смог, — ЭФФЕКТ АБЕЛЛИМЕНТИ, выбрать одну из вариаций аранжировки — среди которых есть МУРМУР, КРЕЙЗИ ТРИЛЛ, САЙЛЕНТ ЭФФЕКТ, и даже ЛОНГ ПИП ЭФФЕКТ (содрогаясь от подозрений, полез в словарь, но это оказалось «эффект длинной трубы»).
И такие сюрпризы и открытия могут сопровождать вас весь вечер, пока вы будете блуждать по лабиринтам настроек и терминов.
Так как эта программа японская, то атмосферу восточной экзотики будут поддерживать периодические предложения выбрать стиль ЯПОНСКАЯ ПОПСА, или ОКИНАВА, или что-то еще мудренее. А что, попробуйте. Может это будет для вас открытием, как удовольствие от еды палочками: первые две недели голодный, а потом привыкаешь.
Как, собственно, программа делает музыку, понять сложно. Но сразу, по результатам работы, можно заметить, что есть там у нее и генератор мелодии, и усилитель «приятствий», и подавитель «неприятствий», потому что очень уж результат отличается от сочинений иных программ из данной софт-категории. Как минимум пять различных математических алгоритмов синтеза можете вы выбирать в процессе творения. Их названия мало что могут подсказать, так что разницу можно понять, меняя алгоритм для одних и тех же выбранных стилей.
Результаты творений весьма экономичны, ведь это MIDI файлы, так что если захотите, можете приятелю почтой послать, а можете и в Сетку выложить, послушаем вместе.
Далее, в зависимости от ваших способностей, история может развиваться неоднозначно. На большую эстраду сразу не прорветесь, но домашние оценят труды непременно. Вспомните первоисточник:
» — Что за шум? — закричали все.
-Это не шум, — ответил Незнайка. — Это я играю.
- Перестань сейчас же! — закричал Знайка.
- От твоей музыки уши болят!
- Это потому, что ты к моей музыке еще не привык. Вот привыкнешь — и уши не станут болеть».

Как Незнайка был художником
«После того как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Пришел он к Тюбику и говорит:
- Слушай, Тюбик, я тоже хочу быть художником. Дай мне каких-нибудь красок и кисточку.»
Для того чтобы создать на экране монитора что-нибудь графически привлекательное, надо долго и упорно учиться. Настоящий компьютерный художник, как мне кажется, так сживается со своими рабочими инструментами, что и письма пишет в COREL DRAW‘e и конверты к ним подписывает в PhotoShop‘e.
Мастера-творцы могут показать нам свои работы, если их очень попросить. И вот вы уже смотрите:
- Эээ… Ну… Гмм… (настоящие художественные критики поначалу немногословны)… В общем, красиво…
После такого хочется и самому что-либо сотворить. Откроешь 3D Studio, посмотришь… и закроешь тихонько. Это где же взять столько времени, чтобы научиться?
А потом думаешь, нет ли чего такого, чтобы и сразу, и быстро, и легко, и в Сети, и чтобы еще по проводам пролезло за пару минут.
И чтобы красиво!
Очень редко профессиональные графические пакеты, страдающие, как правило, небесплатностью в тяжелой форме, заботятся о самодеятельных авторах. Имеется единственное воспоминание, как в одном солидном растровом редакторе нашлась кнопочка редактирования изображения, вызывающая истинный восторг своей непосредственной наивностью, Auto Van Gogh.
А вам повезло. Вот тут — еще один БЕЗВОЗДМЕЗДНЫЙ софт для Незнайки. В смысле для человека, который хочет создать что-то для себя лично, не с целью наживы, но что потом не стыдно и другим показать. Устраним (чуть не написал — единственное) препятствие для творчества — недостаток времени.
Итак. Тут очередная раздача: http://www.planetside.co.uk
Это ТЕРРАГЕН. Генератор пейзажей. Это значит, что не Малевичем будем мы сегодня, не Модильяни. Будем Айвазовским, Левитаном, Каспаром Давидом Фридрихом, в конце концов, будем мы.
И учиться мы будем по проверенному предыдущей частью статьи методу — как Незнайка.
История явления. Автора программы зовут Мэтт, а фамилия его — Fairclough (выговорите ее за меня, пожалуйста). Началось все 13 января 1999 года. Появилась первая версия программы. А на сегодняшний день имеется версия 0.8.11 с дистрибутивом 2,6 МБ. Да это вашему модему на две минуты… Это не дистрибутив Vue d’Esprit, французского аналога Террагена, который тянет метров под тридцать.
Бесплатно. Если зарегистрируетесь, доплатите, получите в распоряжение полный набор инструментов. Но и имеющиеся безкоштовні пристрої дают огромные возможности в творчестве.
HELP сетевой. Опять же, что из этого следует? Что ежеминутно он не требуется. А может, и специально так сделано. Чтобы ограничить внедренное в нас жизнью стремление следовать правилам. Очень правильное стремление. Но творчеству противопоказанное.
Для начала никаких инструкций. Интересно, хватит ли вам интуиции? Смотрите, что мы имеем — меню из «Земли», «Воды», «Неба», «Облаков» и «Солнца».
Правильно, выбираем «Землю» — ГЕНЕРАТЕ ТЕРРАЙН (не забыли о специфическом Незнайкином акценте?). Сотворим сперва твердь. Остальное приложится само.
А потом? Верно: в другом окошке запускаем РЕНДЕР ПРЕВЬЮ. Это чтобы быстро, в маленьком масштабе глянуть, стоит ли запускать генератор большого формата.
Вот и первый пейзаж. Что видим? Поначалу он напоминают утро на лужайке после дискотеки бронтозавров. Что естественно, надо подучиться. Стоп — это опечатка. Надо еще поиграться.
Но небо и облака уже красивы. Как в природе, так и в компьютерной программе — руки у нас еще коротки испортить небесную сферу. И то хорошо. А то выходишь утром из дому, поднимаешь глаза, а там километровыми буквами прямо по облакам «Покупайте только лицензионный софт». Представляете?
Первое творение — это для вас отправная точка. Теперь далее все будет только улучшаться.
Раскрываю бесплатно секреты. Чего это я такой добрый? Художественное творчество так подействовало. Начнете творить, то же самое почувствуете.
Пройдемся по каждой составляющей красоты.
Сначала переместим точку зрения повыше, с высоты все ж приятнее смотреть. Или залезем на горку, или сами подмостим себе горку. Есть там такой насыпной механизм. Смотрим, уже приятнее (рис. 1).
Потом водички подбавим. Оно с водичкой красивее. Догадайтесь, как устроить глобальное общеприродное наводнение? Правильно — должно там быть этакое окошко, может оно называется ВАТЕР ЛЕВЕЛ, в котором устанавливается уровень воды. Видите, уже сами догадываетесь, молодцы!
Надо поднять уровень воды так, чтобы она замысловато и красиво залила все впадины, и у нас образовалось множество островов и заливов (рис. 2), а когда и с ними наэкспериментируетесь, еще поднимите уровень водички и смотрите (рис. 3). Ну как?
В облаках — главное, справьтесь с кнопкой ГЕНЕРАТЕ КЛОУДС. Она изменяет размер облаков. Кому нравятся перистые циррусы на пол-неба, кто-то считает красивым мелкие кудряшки, как на любимом пуделе. Вперед — дерзайте.
Затем солнышко — его желательно побольше размером и пониже над горизонтом. Чтобы, знаете — дорожка по воде… или на закате — лучи сквозь облака… Ммм…
Как Солнце монтируем? Только глянули в окошко ЛАЙТИНГ КОНДИШН и сразу и поняли по рисункам, что можно покрутить его по сторонам света и по углу над горизонтом (рис. 4)
Самая классная закладка САН АППЕРАНС. Она позволяет изменять ДИСК ДИАМЕТР и КОРОНА САЙЗ. Понятно? Результат манипуляций на рис. 5.
А все кнопки, где упоминается слово КОЛОР, так и просятся, чтобы погонять движки в цветовых палитрах.
Что получится, посмотрите сами, не понравится, измените дальше. Захотите вернуться к первоначальному варианту, не получится, уже забыли, что там стояло на бегунках, да и не надо. Создавайте очередной мир.
С чем еще обязательно поэкспериментируйте, так это с пропорциями изображения. Его можно вытянуть как в длину, так и в высоту. Это иногда придает удивительную оригинальность пейзажу.
И после всего еще раз возвратимся к секретам рельефа.
Как его грамотно делать? Интуитивно. Терминология — враг творчества. Переводить художественно-геологические термины на родной язык нет необходимости. Главное — запомнить, какой эффект они вызывают.
Например, есть некая ГЛЯЦИАТОСТЬ. Обычный прием: устанавливаем ее на минимум, генерим и смотрим, потом на максимум — тоже смотрим. Ага, все ясно: вроде как каток прошелся по рельефу, и горы остались только кое-где. Но одиночные горы, оказывается, еще более привлекательны, чем в толпе.
Теперь КАНЬОНИЗМ. Сначала предполагал, что будет как на Диком Американском Западе, там, где Большой каньон. Припоминаете, как он выглядит? Наверное, думаю, появятся этакие глубокие разломы в земле. Но нет, тут наоборот, верхушки гор аккуратно подстригаются.
ТЕРРАЙН (рельеф) можно сгенерить, потом его можно модифицировать. Тут надо отметить наличие у разных по натуре и склонностям людей одной общей страсти — любят, знаете ли, все нагромоздить гору покруче, да повыше. Пока я рассказывал, вы уже сами нашли кнопочку СКЕЙЛ ВЕРТИКАЛ? Я же говорил, что разберетесь.
И что тут особенно понравилось — если гора у вас получилась достаточно высокая, программа сама ее украсит снегом (рис. 6). Могу заверить, как человек в этих горах бывавший, сделает она это весьма реалистично.
Новый секрет — есть там бегунки изменения времени суток и масштаба изображения (где они, специально не скажу, сами найдете, а пока искать будете, еще откроете для себя много интересного). Бывает, все вроде красиво… а чего-то не хватает. Сделаете «вечер», а потом глянете на все, слегка отстранившись. О!
Вот так постепенно и движемся по виртуальным кнопочкам. И пейзажи становятся все красивее и красивее…
И вот, когда пейзажи достигли поразительной реалистичности, у вас возникает новая идея. Помните, как у Незнайки:
«…Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза…»
Какие имеются возможные направления творческого выпендрежа?
Инопланетные пейзажи. Терраген сам в этом поможет, есть в нем инструменты для придания реалистичности лунным и марсианским видам.
Пейзажи экстравагантные. Это уж как сами додумаетесь. Солнышко в пол-неба, фиолетовый туман, внизу оранжевая водичка, надо всем гора высотой километров в сто.
Иногда в попытке добиться все большей реалистичности пейзажа получаешь его… вообще абстрактным (рис. 7). Сохраняйте и такой. Это еще один отдельный жанр творчества.
А то возьмите, и в процессе, пока рисунок рендерится (кстати, сам процесс невероятно красив и можно просто посиживать и глядеть, как оно строится — отличная релаксация), возьмите и сдерните в буфер промежуточный результат… Может получиться картина совсем в духе Дали (рис. 8).
Через некоторое время вы почувствуете в себе желание поделиться результатами своих творений не просто со зрителями, а с единомышленниками. Это нормально, не противьтесь желанию. Через головной сайт выйдете на сообщества различных поклонников Террагена, фанов, целые веб-кольца Террагенистов. Там есть и открытые для новых экспонатов Выставки.
Еще на головном сайте поищите ссылки, где можно взять к Террагену примочки, которые потом позволят нам полетать над нашим пейзажем. Представляете! Делается просто: садитесь вы на летающего жука (Незнайка на вертолете не летал, сами понимаете, масштаб не тот) и выписываете кривые над сотворенными красотами.
Еще видел фанатскую разработку — для размещения растительности на пейзаже. Ну, чтобы еще реалистичнее получилось. Однако пока результатом ее использования есть здоровое творческое реготанье зрителей: очень уж ненатуральные деревья получаются. Так может вы, талантливые читатели, чего напрограммируете?
Конечно, Террагенки надо смотреть не в формате газетной иллюстрации, а в экранном формате. Тогда эффект они производят впечатляющий. Поэтому на сайте http://www.mycomp.com.ua выложены работы автора статьи в натуральную величину. В смысле, работы в натуральную величину, автор в сервер не влезает, уже пробовал. Как-нибудь расскажу.
P.S. В соответствии с единственным универсальным законом Вселенной, перед самой отсылкой статьи в редакцию, сайт planetside.co.uk перестал впускать посетителей. Поэтому, обеспокоившись доступностью для скачивания дистрибутива, я набрал в Yandex.ru одно слово Terragen и получил 1325 ссылок. Галерей там немеряно, дистрибутивов тоже. Можете взять на freeware.ru, можете поближе — с украинских серверов: download.zp.ua или soft4you.com.ua, или ufa.com.ua etc

Автор: Игорь Н. Литовченко

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты