Что такое цифровая фотокамера и как ее выбрать

Автор: content Суббота, Апрель 12th, 2008 Нет комментариев

Рубрика: Интернет

Цифровые фотоаппараты сейчас есть практически у всех владельцев сотовых телефонов, но большинство просто ими не пользуется — ибо получить приличный кадр тут практически не возможно. Вдоволь с ней намучавшись, потенциальный покупатель идет в магазин за полноценной камерой… и впадает в легкий ступор. Количество моделей, цифр в ТТХ каждой модели часто смущает даже самых заядлых поклонников техники, не говоря уже об остальных. Но при ближайшем рассмотрении все оказывается не так плохо. Перейти с телефонной камеры на полноценную, даже не профессиональную, достаточно просто. Главное — знать, куда смотреть и кого слушать.

Покупательский ликбез

Под Новый год я решил приобщить родного племянника к цифровой фотографии. Пришел в магазин, обнаружил там толпу народа и решил внимательно посмотреть цены на цифровые фотоаппараты — что именно купить ему в подарок, я еще не решил. Некоторое время стоял с умным видом, почесывая шевелюру, бормоча что-то невразумительное себе под нос, разглядывал предлагаемую продукцию, подсчитывал в уме расходы и в красках представлял себе реакцию супруги: «Сколько, говоришь, стоит этот фотоаппарат?». В одиночестве меня при этом не оставляли — рядом стояли такие же потребители, морщили лбы и чесали затылки, толкались и отвлекали консультантов. Естественно, моего чуткого уха не миновали и разговоры. Топчась около витрины, я узнал много интересного, например:

1. Лучшие в мире фотоаппараты делает фирма Olympus. Эта сентенция была озвучена одной дамой, причем в не допускающей возражения манере, после чего прозвучала фраза «Мне так сказали». Камеры других производителей, видимо, служат просто для заполнения пустующего пространства на витринах и еще для дураков, которые не в курсе, что надо брать только «Олимпусы». Самое интересное, что эта дама купила камеру, реально претендовавшую на звание «самой бестолковой и хуже всех снимающей» среди представленных на витрине. Зато она была маленькой, симпатичной и розового цвета — видимо, это должно сильно помогать при фотосъемке.

2. Если нравится сразу несколько камер, выбирать надо ту, в которой больше всего мегапикселей — про эти загадочные мегапиксели мы еще поговорим. Однако мысль понятна — если уж производитель гордо пишет на камере количество мегапикселей, значит, они — чрезвычайно важная штука, и чем их больше — тем, конечно, лучше. При этом почему-то не обращается внимания на то, что иные камеры с 4-5-мегапиксельной матрицей стоят в полтора раза дороже, чем некоторые 6-7-мегапиксельные. Это, видимо, неграмотные продавцы выставили такие цены — на самом деле хорошие аппараты продаются намного дешевле плохих.

3. Фотоаппарат должен быть маленький и легкий. Чем меньше и легче — тем лучше. Это, конечно, понятно — носить удобно, места много не занимает. Однако встает вопрос — а так называемые фотографы-профессионалы, которых, извините, профессия обязывает разбираться в аппаратуре, — они, видимо, слегка не в себе, причем поголовно? Поскольку вместо маленьких и легких камер они таскают на шее здоровые и тяжелые «тушки», к ним еще сумку, штатив — наверное, исключительно для солидности. А самые больные из них (вот потеха!) носят еще и по несколько сменных объективов — запасные, наверное. И еще вопрос — почему тогда здоровый и неудобный Canon 30D стоит примерно столько же, сколько десяток маленьких розовых «Олимпусов»? А уж если совсем вдаваться в подробности, то набор из такой «тушки», вспышки и нескольких съемных объективов стоит примерно, как десятая модель «Жигулей». А цена набора суперпрофессиональной фототехники — десятки тысяч долларов. И вся эта техника — как на подбор здоровая и тяжелая.

Здесь мне, конечно, могут с укоризной возразить — дескать, богу — богово, а лично мне камера нужна исключительно для фиксации моментов нашей нелегкой жизни, вроде «День рождения Маши. Все пьяные» или «Я и Маша на Кипре. Пальмы. Мы с Машей пьяные», и вроде как все, что требуется от фотоаппарата — это чтобы по снимку можно было определить: где — я, где — Маша и где — пальма. На такое заявление у меня есть два контраргумента.

  • Все-таки фотоаппарат предназначен для того, чтобы фотографировать. И если, допустим, мобильные телефоны свою основную функцию (звонить-разговаривать) исполняют примерно одинаково (то есть можно спокойно выбирать себе мобильник по дизайну, весу, размеру), то каждая камера фотографирует по-своему. И оценивать в итоге вы будете не дизайн и цвет аппарата, а качество снятой им фотографии. Рынок цифровой фототехники развивается почти также динамично, как и рынок сотовых телефонов, что не может не радовать, поскольку быстрые обновления модельных рядов ведут к быстрому снижению цен на «устаревшие» модели. И вместо «мыльницы» с модным дизайном можно купить «устаревшую» камеру, снимающую на порядок лучше, благодаря чему вы привезете с Кипра не мутные картинки с «голубыми блинами» вместо лиц, а нормальные фотографии, некоторые можно будет без содрогания упаковать в рамки и поставить на видные места.
  • Я более чем уверен, что купившая при мне «мыльницу» дамочка, покупая свиной окорок или кофточку, ведет себя совершенно по-другому: покупка тщательно обследуется на предмет свежести, содержания костей, кривизны швов и качества материала. Почему же она покупает камеру, даже в руках не подержав, притом что окорок будет съеден через неделю, кофточка выброшена через год, а фотографии вроде как «память на всю жизнь»? Не знает она, извините, ни пня о предмете покупки, вот почему. Вот если бы на витрине были хотя бы тестовые фотографии разложены рядом с каждым аппаратом — это уже заставило бы ее оценить качество и призадуматься. Только продавец этим заниматься не будет: его задача — вытянуть из вас ваши кровные, а за что — без разницы. Он лучше витрину товаром заполнит, чем фотографиями.
Художественный реверанс

Для написания этого материала применены мысли и суждения с интернет-сайтов www.afanas.ru, www.photoscape.ru. Автор не опустился до дословного цитирования указанных ресурсов, однако он бессовестно и нагло восполнил обширные пробелы в собственных знаниях по обсуждаемой теме. Спасибо их авторам за щедро посеянное в моей голове «разумное, доброе, вечное». Интересующимся — очень рекомендую посетить. Также по теме: www.ixbt.com, раздел «Изображение в числах»; www.foto.ru — обзоры и обсуждения фотокамер.

С чем едят цифровое изображение

Итак, вы нажали на кнопку спуска, процессор снял информацию о поступивших на светочувствительную матрицу данных, перевел эту информацию «на цифровой язык» и сохранил в памяти. Теперь эту информацию можно «читать» или «редактировать» с помощью программ на компьютере или в самой камере. Главное, чтобы эти программы «понимали» предложенную информацию. Наиболее популярные стандарты записи кадров в цифровой фотографии — JPEG и TIFF, их поймет практически любая программа просмотра или редактирования. Многие камеры снимают и в JPEG, и в TIFF; пользователь сам выбирает, в каком формате камера должна записывать файлы. У некоторых камер есть возможность сохранения данных, еще не прошедших обработку процессором, так называемых RAW-файлов. Мы поговорим про особенности этих форматов чуть позже, пока же мы только определим основных участников процесса: фотограф (без него никак — он жмет на кнопочку), объектив (через него свет попадает на матрицу), матрица, процессор, память.

Пусть это будет немного нелогично, но начнем с памяти: покупая камеру, учтите, что в комплекте если даже и идет карточка памяти, то ее, как правило, едва хватает на десяток фотографий (при максимальном размере и качестве снимка), поэтому память придется покупать дополнительно.

Какую карту памяти закажем?

Некоторые жадные до нашей денежки производители камер выпускают «свои» типы карт памяти, фотоаппараты их производства, как правило, работают только со «своими» картами: это Sony (карты Memory Stick, Memory Stick Duo, Pro) и Olympus (хD-card). Здесь выбирать не приходится.

Из распространенных форматов на сегодня наиболее популярными и доступными по цене являются карты CompactFlash, с ними работают камеры Canon, Minolta и многих других производителей, даже у Sony и Olympus некоторые модели имеют возможность работы с CompactFlash. Все больше камер, особенно компактных, работают с картами Secure Digital (SD) — карты относительно дорогие, зато по размеру небольшие, поэтому их часто используют в «сверхкомпактных» камерах. Если вы выбрали камеру с поддержкой SD, поинтересуйтесь — не поддерживает ли камера формат карт MultiMedia Card (ММС) — внешне эти карты одинаковые, но ММС-карты дешевле SD (стандарт MMC появился раньше), поэтому есть возможность сэкономить на формате.

Вопрос «какого объема должна быть карта?» зависит от камеры, от формата и разрешения съемки, от частоты использования — например, моей карты в 256 Мб хватало на 130 фотографий, сделанных 4-мегапиксельной камерой и сохраненных в формате JPEG. Теперь ее хватает на 33 фотографии, сделанные 5-мегапиксельной камерой в формате RAW. Чувствуете разницу? Я тоже почувствовал — придется мне докупить памяти.

Одна из важнейших характеристик карты памяти — быстродействие. Но, поскольку использование «медленных» карт критично только для серийной съемки (ее используют, например, при съемках спортивных сцен — камера снимает кадр за кадром «очередями», затем отбираются самые удачные), мы эту характеристику проигнорируем. Те, для кого этот момент важен, смогут сравнить карты разных форматов самостоятельно, через интернет, например.

И общий совет на тему памяти: известны случаи, когда некоторые модели карт памяти некорректно работали с определенными моделями камер, при этом та же самая карта памяти может успешно работать с другой моделью камеры. Поэтому при покупке карты памяти не поленитесь взять с собой камеру и поверить их на совместимость.

Матрица — перезагрузка

Матрицаэто пластинка, состоящая из светочувствительных элементов. Количество «эффективных» элементов определяет максимальное количество точек (пикселей) в фотоснимке. Во время съемки кадра на этих элементах накапливается заряд электричества, наведенного световым потоком. Впоследствии процессор считывает информацию о заряде с каждой ячейки матрицы и обрабатывает. То есть цифровая фотография состоит из множества точек разных цветов. Если фотографию сильно увеличить, например на компьютере — то точки становятся видны невооруженным глазом. Самый популярный вопрос — сколько точек необходимо для получения хорошей фотографии? Это зависит от применения изображения. Максимальное разрешение моего монитора — 1024х768 точек. Максимальное разрешение фотографий (стандартное соотношение ширина/высота) примерно следующее:

  • 5 мегапикселей: 2592×1944
  • 4 мегапикселя: 2272х1704
  • 3 мегапикселя: 2048х1536

То есть для того чтобы поставить фото моего любимого слона на «рабочий стол», мне с лихвой хватит 3-мегапиксельного фотоаппарата — фото даже придется «урезать» или «пожать» в компьютере.

Из личного опыта: 4-мегапиксельные фотографии я распечатывал на струйном фотопринтере на формат А4 (одна фотография на целый лист) — невооруженным глазом никаких точек я не разглядел. Если мы упомянули распечатку, то при печати фотографий советую взглянуть на разрешение принтера — если оно составляет 600 точек/дюйм или меньше, то на распечатке вы увидите точки. Не спешите выкидывать фотоаппарат — это точки от принтера, он просто не может печатать лучше. Или настроен на «среднее» качество печати.

Профессиональным фотографам для выставок необходимо распечатывать фотографии на форматах А2 и крупнее — естественно, что для такого применения нужна камера мегапикселей на 8 и более. Если ваш предел — это А4, то пяти мегапикселей хватит за глаза и «еще останется». Для фотографий 10х15 хватит и 4-х.

Зачем в камерах наращивают количество точек и зачем их покупать «простым любителям»? Я знаком только с одним мнением: если точек много, то из большой фотографии можно сделать маленькую. То есть сфотографировал ты на 8 мегапикселей деревню Кукуево из 10 избушек целиком, издали, а потом сможешь из нее вырезать хорошую, качественную фотографию «Село Кукуево. Дом старушки Изольдовны». Только нормальной «вырезки» все равно не получится: по количеству искажений и степени смазанности «вырезка» будет хуже, чем просто снимок Изольдовой избушки, сделанный хорошей 3-мегапиксельной камерой с более близкого расстояния.

При этом памяти такая камера потребует гораздо больше, а обрабатывать снимок будет либо медленнее, либо с большими энергозатратами — а аккумулятор в камере не резиновый.

Раз уж мы заговорили о «вырезках» — стоит упомянуть о так называемом «цифровом увеличении» или Digital Zoom — его ни в коем случае не стоит путать с оптическим (Optical Zoom). Потому что оптическое работает так: путем смещения линз в объективе уменьшается угол обзора камеры, затем фокусировкой достигается требуемая (или максимально возможная) четкость изображения. Чрезмерное оптическое увеличение вносит искажения и «темнит» изображение, однако по сравнению с цифровым зумом это семечки. Потому что цифровой зум работает просто: процессор «вырезает» из изображения на матрице кусок поменьше и «растягивает» его (интерполирует) под требуемое разрешение конечного изображения — то есть одна точка на матрице становится несколькими одинаковыми точками на снимке. Результат такого «зума» мало чем отличается от уже упомянутой «вырезки». Так что если у вас 5-мегапиксельная камера, но без оптического зума, поздравляю — используя цифровой зум, вы на самом деле снимаете на 4, 3 и менее мегапикселей. Рекомендую цифровой зум отключать сразу и навсегда — чтоб не мешался.

Несмотря на то, что производитель крупным шрифтом пишет именно количество мегапикселей, не меньшее (если не большее) значение имеет физический размер матрицы. Почему он важен? Потому что на большую матрицу падает больше света. Потому что на большой матрице, при том же количестве мегапикселей, размер одного светочувствительного элемента больше — в итоге повышается чувствительность матрицы.

А как же мегапиксели? А никак практически… В конце статьи приведен ряд ссылок на интересные сайты по цифровому фото, на одном из них автор (бывший МНС московского физтеха, не мне чета) доказывает, что в отношении любительской камеры (размеры матрицы 1/1,8 или 2/3 дюйма) увеличение количества элементов от 5 мегапикселей не дает практического прироста в качестве снимка — уровень шумов и искажений сводит на нет преимущество в мегапикселях. У меня лично не нашлось никаких контраргументов этому утверждению (да и откуда им взяться у убежденного троечника?).

Конечно, можно увеличитьматрицу. Профессиональные камеры, к примеру, оснащаются матрицами больших размеров — вплоть до размера кадра 35 мм фотопленки. Только вместе с увеличением размеров матрицы придется увеличивать в размерах оптику, ставить более емкий и тяжелый аккумулятор. Стоимость, вес и размеры камеры при этом тоже подпрыгивают, причем достаточно высоко. Вот и мы получили примерное описание камеры, с которыми «мучаются» профессионалы, да и серьезные фотографы-любители их на шею вешают.

Продавцы об этом молчат, скорее всего, от отсутствия информации. В любом случае — я прошелся по нескольким крупным и не очень магазинам с наиболее широким выбором цифровой фототехники, и на вопрос «размер матрицы?» абсолютно все отвечали «пять мегапикселей». Даже после того как я переспрашивал — никто мне его так и не сообщил. В принципе — винить этих ребят не в чем: как правило, консультанты в наших магазинах работают одновременно по фото-видео, теле-аудио, сотовым телефонам и еще много чему: подробностей по каждому товару не выучишь, приходится повторять то, что на коробках написано, а не в инструкциях.

Классификация — это важно

За рубежом цифровые камеры делят на три категории:

  • Consumer, то есть любительские — до $400;
  • Prosumer, то есть «для продвинутых пользователей» или, по-народному, «просумерки», стоимость новой модели колеблется от 600 до 1300 долл., по мере «устаревания модели» стоимость может значительно снизиться;
  • Professional — ясное дело, профессиональные. Стоимость начинается от $900 и доходит до небес, особенно с учетом того, что к профессиональным камерам как должное докупаются объективы, вспышки, штативы, фильтры и все это хозяйство — ужасно профессиональное.
    Фирмы, выпускающие цифровые фотокамеры, условно делятся на два лагеря:
  • Те, кто раньше выпускал пленочные камеры: Canon, Nikon, Olympus, Minolta (Konica-Minolta), Fuji, Pentax, Sigma, Kodak и другие;
  • Те, кто пришел на рынок фотокамер из «мира электроники»: Sony, Panasonic, Casio, Hewlett-Packard, Samsung и многие другие.

Моя рекомендация — обратить внимание на первую категорию, все-таки у большинства этих фирм очень широкие модельные ряды: от дешевых «мыльниц» с одной кнопкой до профессиональных камер; у них больше «конструкторского опыта». Однако отнюдь не все так однозначно: Sony, к примеру, выпустила камеру DSC F-828, которая на равных «бьется за лидерство» с Canon, Nikon, Olympus и Konica-Minolta в категории «продвинутые 8-мегапиксельные камеры». Panasonic выстрелил FZ20 — очень неплохой камерой, позиционирующейся на границе любительского и просумер-классов. А ребята из компании Casio решили не мудрствовать — и выпустили две хорошие (для любительского класса) модели с объективами от Canon.

Автор: Рудницкая Юлия

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты