Кое-что об IP-телефонии

Автор: manager Понедельник, Март 17th, 2008 Нет комментариев

Рубрика: Интернет

У вас есть знакомые за границей? Много? Очень хорошо. А разговариваете вы с ними часто? Не очень? Почему? Ах, дорого… Да, удовольствие побеседовать с товарищем, обитающем за границей до недавнего времени было однозначно недешевым, и поделать с этим ничего было нельзя.

Но через некоторое время после распространения Сети ситуация изменилась.
Как вы, наверное, уже поняли, речь пойдет об IP-телефонии. Явление это не только интересное само по себе, но и быстро развивающееся, которое, возможно, уже в очень недалеком будущем если и не вытеснит полностью обычную международную телефонную связь, то, по крайней мере, начнет конкурировать с ней на равных. Мы просто не могли оставаться в стороне от такой интересной темы, так что усаживайтесь поудобнее: начнем с азов.
Что такое IP-телефония?

Если говорить коротко, то это способ передачи голоса по Сети. Пара слов о том, как это происходит. Как вы сами знаете, информация в Сети транспортируется в форме пакетов, каждый из которых несет в себе небольшую часть информационного потока. В случае, если пакет теряется или приходит поврежденным, компьютер-получатель запрашивает повторную передачу этого пакета.

Голос передается аналогичным образом. Звук оцифровывается, превращаясь в информационный поток, сжимается с помощью определенного алгоритма с потерями качества (это не страшно, потому как по обычному телефону вы тоже не можете услышать звучание голоса абонента с идеальным качеством), формируются пакеты, которые транспортируются к компьютеру-получателю, где происходит обратное преобразование: пакетов в поток, потока сжатый в поток несжатый, а он уже в свою очередь и воспроизводится через звуковую карту.
Такой способ передачи голоса имеет как свои плюсы, так и минусы. К последним относится тот факт, что возможность восстановления утерянных или поврежденных пакетов отсутствует напрочь. Связано это с тем, что передача жестко связана рамками реального времени. Вы ведь не поймете, о чем идет речь, если куски разговора будут приходить в произвольном порядке.
Именно поэтому все протоколы передачи голосового трафика просто выбрасывают испорченные пакеты и не требуют пересылки потерявшихся. Отсюда неизбежно возникают периодические прерывания звукового потока, что не очень приятно. Однако при наличии хорошего провайдера и качественного шлюза (в случае звонка на телефон) либо хорошего провайдера у абонента (в случае разговора «компьютер — компьютер») можно количество и длительность таких провалов уменьшить.

Вторым серьезным недостатком является зависимость от степени загруженности сети: на качество передаваемого звука очень сильно влияет состояние сети в данный конкретный момент. Если «пакетная» телефония применяется внутри корпоративной сети, то еще можно надеяться на приемлемое качество разговора, а вот в случае использования сетей глобальных ситуация становится куда менее приятной. Вышеописанные недостатки являются самыми основными препятствиями на пути дальнейшего развития как самой IP-телефонии, так и сервисов на ее основе.

Однако несмотря на это данный способ передачи голоса обладает и рядом значительных преимуществ. Первое достоинством IP-телефонии — ее доступность массовому пользователю. Везде, где есть выход в Сеть, возможна организация станции голосовой связи. Стоит заметить, что связь типа «компьютер — компьютер» вообще не требует привлечения сторонних сервисов — достаточно необходимого программного обеспечения и звуковой карты с поддержкой полнодуплексной записи и воспроизведения. В интернете существует большое количество сайтов, предлагающих скачать необходимые программы. Основной прелестью данного способа применения IP-телефонии является его бесплатность.

Cуществуют и другие варианты, среди которых, например, «компьютер — телефон», когда вы звоните со своего компьютера на телефонный аппарат абонента. Здесь с халявой дела обстоят похуже, но все же не так уж плохо. Все дело в том, что при таком типе соединения задачу передачи голоса на телефон берет на себя шлюз, который принадлежит некоторой компании. Она, естественно, существует не на благотворительные пожертвования, а на те деньги, что платят звонящие. Это, как вы сами понимаете, потребует от вас определенных денежных затрат, однако стоимость такого звонка будет куда меньше, чем обычные телефонные переговоры.

Немного практики

Итак, вам понадобилось воспользоваться услугами IP-телефонии. С чего начать? Наверное, с описания компьютера, которому предстоит стать кодеком, то есть кодером и декодером, сетевого потока, передающего звук. Требования к такой системе очень скромны. Во многих случаях, вполне достаточно Pentium 100, звуковой карты full duplex (большинство современных карт), микрофона и модема.

Следует различать действительно полнодуплексные карты и полнодуплексные для передачи голоса. Цена настоящей полнодуплексной карты вас не просто поразит, но еще и надолго оставит в недоумении. Неизбежно возникнет естественный вопрос: «А не проще ли мне позвонить другу в Берн по телефону?».
Поскольку в истинно полнодуплексной карте все возможности аппаратуры дублируются, дабы воспроизводить и оцифровывать звук одновременно со всеми возможными функциями. Другое дело, если вы приобретете полнодуплексную карту из тех, что появились на волне развития технологий передачи голоса в сетях. Такая карта оснащена минимумом функций, которые могут работать одновременно, и стоит гораздо дешевле своих навороченных собратьев.

Возможно, сейчас в магазине вас спросят, для чего вам полнодуплексная карта, или даже сразу предложат ту, которая нужна. Однако всего несколько лет назад при слове «полнодуплексная» вам в обязательном порядке показывали дорогостоящую модель. Например, истинно полнодуплексная карта должна поддерживать все возможные частоты дискретизации именно как full duplex, т. е. звук с частотой 44,1 кГц должен и воспроизводиться и записываться одновременно. Вот отсюда дороговизна и возникает.
Для IP-телефонии достаточно будет, если карта сможет работать как полнодуплексная при низких частотах, рассчитанных на оцифровку и воспроизведение речи, например, 8 или 9,6 кГц, а на более высоких — только как полудуплексная.

А вот на микрофоне экономить не стоит. Если вы купите дешевую модель, то вас могут не понять на другом конце провода из-за неприемлемого качества звука. Оптимальный вариант — приобрести качественную гарнитуру — микрофон, сопряженный с наушниками и специально расcчитаный на телефонные разговоры.
Для организации канала связи вполне достаточно обычного модема со скоростью 28 800. Хорошо, конечно, когда есть качественная выделенка, но если нет, можно удовольствоваться модемом. В любом случае необходимо подключение через хорошего провайдера, поскольку загруженность Сети критично сказывается на качестве связи.
Вооружившись всем необходимым, можно отправляться на поиски нужного сервиса. Их масса. Начать можно с www.hottelephon.com и двигаться дальше вплоть до www.dialpad.com. Эти два сервиса бесплатны. Если же вы предпочитаете платить свои кровные за более широкий список доступных стран или какие-либо другие приятности, то можете зайти на http://www.net2phone.com/ или http://www.mediaring.com/.
Средств борьбы с низким качеством передачи придумано немало. Это и устойчивые протоколы, и резервирование канала, однако все эти средства либо не очень эффективны, либо чрезвычайно дороги. Таким образом, получается, что либо сервис остается бесплатным — и живет за счет рекламы, либо закупается дорогое оборудование — и цена разговора неизбежно приближается к традиционной.
Но в любом случае, каковы бы ни были качество передаваемого звука и загруженность сети, голос того, с кем вы говорите, будет доходить до вас с задержкой, как, впрочем, и ваш до абонента. Ситуация напоминает задержку при разговоре по телемостам (наверняка все уже неоднократно наблюдали такие ситуации по телевизору). Однако на практике к задержке люди быстро привыкают и перестают ее замечать, подстраиваясь под нее.
Связано возникновение задержек с тем, что информация в глобальных компьютерных сетях передается с одной машины на другую через множество промежуточных хост-машин, по цепочке. Каждая из них должна получить пакет, обработать и передать дальше по нужному каналу. Время исчезающе коротких задержек на промежуточных машинах складывается во вполне заметные десятые доли секунды, а в самых страшных случаях, возможно, и в целые секунды.

Перспективы и тенденции

Вполне понятным кажется стремление операторов традиционной связи если не задавить, то по крайней мере значительно ограничить распространение услуг IP-телефонии. В США предпринимались даже попытки добиться запрещения предоставления подобных услуг.
Сложившаяся ситуация должна вынудить традиционных операторов снизить тарифы или самим заняться новым видом деятельности. Учитывая всю привлекательность самой идеи, можно было бы ожидать головокружительного роста предложений на этом рынке, однако этого не наблюдается. Рост есть, но не то чтобы очень быстрый. Связано это в первую очередь с тем, что поставщик услуги практически не может гарантировать качества. Для платного сервиса это очень серьезный недостаток.

Хочется надеяться, что в ближайшем будущем ситуация все же изменится. Реальность сетевого будущего такова: хоть это и произойдет не скоро, но будет (просто обязана быть) создана довольно дешевая универсальная глобальная сеть. То есть такая сеть, которая будет способна передавать без каких-либо проблем голос, видеопоток, факсовые сообщения, компьютерные данные и многое другое почти моментально и в любую точку мира.
Она будет невероятно сложна по сегодняшним меркам, но для потомков станет обыденным средством связи. Туда уйдут и телевещание, и телефон, и большинство коммуникаций, которые сегодня разобщены. Человечеству ни к чему много разных сетей, самая прогрессивная из которых «тормозит». Это будет уже не IP-сеть, а совершенно другая структура, не имеющая с нынешними ничего общего.
Именно за такой сетью будущее.

Источник: http://www.computery.ru/upgrade/

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты