СОБСТВЕННЫЙ КАТАЛОГ РЕСУРСОВ — ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

Автор: manager Среда, Март 19th, 2008 Нет комментариев

Рубрика: Интернет

Представьте, что вам необходим какой-либо материал — просто текстовая информация, графика, звуковые файлы или видеофильмы, — а вы не знаете, где их можно достать. Что вы в этом случае делаете? Правильно, заходите на поисковую систему или пользуетесь поисковой программой-клиентом: введя соответствующее слово, получаете перечень найденных документов.

Но по сути своей поисковики (дадим им такое общее название) только для этого и предназначены. Когда я только начинал знакомиться с миром Интернет, ничего другого, кроме как возможности поиска и индексации новых документов, на поисковых серверах не было. Но постепенно понятие «поисковая система» (особенно в нашей стране) разделилось на два не совсем тождественных понятия: поисковый сервер и каталог. При достаточно большом внешнем сходстве с точки зрения функций они различны. Основная задача поисковой службы заключается в обращении согласно полученному запросу к проиндексированным в ее базе данных документам в Сети, их анализе и выводе на экран записи о наличии такового источника. Каталог ресурсов представляет собой многофункциональную структуру, содержащую гораздо более широкий набор услуг для пользователя, нежели поисковая машина. В ряде случаев каталоги могут содержать встроенный механизм для поиска документов в пределах собственной базы.

Сегодня на том же Rambler (заметьте: информационно-поисковая система!), никого уже не удивляет наличие таких рубрик, как «Барахолка», «Чаты», «Кулички» и пр. Действительно удобно: попав на сервер в поисках нужного материала, вы можете легко найти постоянно обновляющуюся базу данных по интересующему вас вопросу, подписаться на новинки, поучаствовать в голосовании, заполнить анкету, попробовать свои силы в конкурсе и т.д. И это привлекает посетителей! Администраторы таких информационно-развлекательно-поисковых каталогов открывают и совершенствуют на своих страницах все новые и новые рубрики, вводят и популяризируют свежие бесплатные услуги. Все это делается для того, чтобы человек мог получить абсолютно все, что ему нужно в любое время суток и в любом настроении именно на их сервере, а не бороздить необозримые просторы Сети.

Допустим, утром вам понадобилось узнать, что вечером будет хорошего по ТВ: вы заходите на сайт телеканала. Затем вам срочно понадобилось скачать пару-тройку рефератиков для института: начинаете рыться в какой-нибудь поисковой службе. Потом вы понимаете, что графический вьюер, которым вы до сего момента пользовались, вам ужасно надоел и, конечно, отправляетесь на сервер бесплатного/условно-бесплатного ПО. В обеденный перерыв вас одолевает желание расслабиться, и вы заходите на сайт анекдотов. Досмеявшись до коликов в животе, вы понимаете, что это не к добру, и вообще — странно все это, и решаете узнать свою судьбу, прочитав гороскоп на каком-нибудь астрологическом сайте. Когда начинает смеркаться, вы, прежде чем выключить компьютер и направиться домой, заглядываете на сервер погоды, чтобы узнать, как завтра одеваться. Таким образом, вы целый день только и знали, что болтались с сайта на сайт, хотя все это или, во всяком случае, многое можно было сделать в одном месте — на каталоге.

Как создать каталог?

Создать собственный каталог ресурсов очень просто. Намного сложнее будет потом его поддерживать и насыщать новыми возможностями. Прежде всего, чтобы создать ядро вашего каталога — базу данных — необходимо иметь коллекцию интересных или полезных ссылок. Ее можно составить из содержимого папок «Избранное» (или «Закладки», смотря каким броузером вы пользуетесь). Уверен, что если вы не в первый раз в Интернете, у вас уже накопилось достаточное количество материала. Для начала сойдет 40-50 ссылок. Касаться внешнего оформления будущего каталога не буду: здесь все зависит от вашего вкуса. Теперь разбейте ссылки на рубрики (Автомобили, Интернет, Компьютеры, Бизнес и др.) и составьте краткое описание для каждого ресурса на соответствующей странице. Ну вот — сам каталог готов! Остается привлечь к нему посетителей.

Повышаем посещаемость

В первую очередь нужно зарегистрировать ваш новоиспеченный каталог во всех уже существующих каталогах и поисковых системах: это весьма трудоемкое занятие, однако со временем принесет свои плоды. Будем считать, что о вашем каталоге знают все. Но не спешите радоваться: зайдя однажды к вам и не найдя нужного материала или увидев, что его слишком мало, посетитель никогда больше не вернется обратно. Более того, он расскажет всем своим знакомым и друзьям о том, на какой ужасный сайт он наткнулся. Чтобы этого не случилось, нужно продолжать пополнять вашу базу данных и понемногу добавлять к простому хранению ссылок на документы различные услуги и возможности.

Кстати, говоря о пополнении коллекции ссылок, нельзя обойти стороной и такую возможность, как добавление посетителем своего ресурса в ваш каталог. Сделать это можно двумя способами. Первый подразумевает использование технологии CGI для включения в структуру документа форм (регистрируемый URL, его название, адрес, описание, пароль для изменения данных, ключевые слова для поиска в пределах каталога и др.). Такой способ удобен, но иногда недоступен (временно) для пользователя по различным причинам — перегрузка сервера и пр. Второй вариант заключается в отправлении простого электронного письма, в котором и указываются все необходимые для занесения в каталог данные. Но и он имеет изъян: многим пользователям Сети попросту лень составлять заявку и отсылать ее по «мылу»: намного проще, когда основные поля есть, остается лишь ввести самый минимум информации. А для тех, кто работает в Internet Explorer, вообще благодать: Windows запоминает наиболее часто вводимые слова в соответствующие формы — «Имя», «Телефон», «Адрес» и т.д. — а потом, открывая небольшое меню с наличными объектами на месте обычной формы, предлагает вставить необходимое слово или фразу (вам нужно только выбрать их с помощью клавиш «вверх»/»вниз»).

Теперь о новых возможностях вашего каталога. Повысить популярность сайта можно не только за счет действительно полезных ссылок, но и посредством предоставления посетителю самой разнообразной развлекательной, познавательной, образовательной и прочей информации. Вот где проявляется основное отличие сегодняшних российских каталогов от простых поисковых систем: акцент сделан не на поиске, а на информативности узла, которая либо вообще не связана с зарегистрированными ресурсами, либо имеет к ним самое косвенное отношение.

Что же может быть в числе подобных материалов? Прежде всего, это данные бытового характера, которые по большому счету не являются для людей жизненно важными, однако при этом люди постоянно ищут их. Самые распространенные материалы подобного рода: прогноз погоды, гороскоп, курсы валют, новости, программа ТВ, анекдоты, обзоры.

Ни для кого не секрет, что в Сети существует огромное количество ресурсов, которые публикуют все или некоторые из перечисленных данных. В основном они носят строго специализированный характер: погода, например, на сайте «Метео-ТВ» (http://www.meteo-tv.ru), самые смешные анекдоты — на «Анекдотов.Net» (http://www.anekdotov.net), последние новости — «Лента» (http://lenta.ru), гороскоп — «Центр Космологии и Аналитической Прогностики» (http://www.astrology.on.ru) и так далее. Практически аналогичный материал можно найти и во всевозможных печатных развлекательных изданиях.

Совершенно ясно, что если такая информация привлекает читателей в СМИ, то и сетевая аудитория будет не прочь, не отходя от компьютера, удовлетворить свое любопытство. Решив размещать в каталоге подобные данные, не забудьте об авторском праве, которое не позволяет пользоваться ими без ведома создателя или хранителя информации. Убедитесь, что материалы на интересующем вас сайте, которые вы планируете поместить на своем каталоге, не защищены законом об авторском праве РФ, и только после этого смело их копируйте, размножайте и публикуйте.

Другой и, по сути, более выгодный для вас вариант заключается в том, что вы предлагаете автору определенного ресурса, например, сервера ПО, взаимовыгодное сотрудничество. К примеру, вы помещаете рекламный баннер этого сервера в каталоге, а тот, в свою очередь, предоставляет вам полное право публиковать у себя информацию (обзоры, описание, рецензии и пр.) о свежих программных релизах. А может еще и логотип вашего каталога у себя разместит — вообще будет здорово!

И, наконец, третий способ состоит в том, что вы, не жалея ни времени, ни сил, самостоятельно собираете информацию из различных бульварных газет: гороскопы, анекдоты, кроссворды, шарады, головоломки и кучу прочего материала (заботиться об авторском праве особо не надо, ибо с ним у самих этих изданий большая «напряженка»), а затем вводите ее в компьютер (при помощи клавиатуры, конечно!) или используете сканер с FineReader. В любом случае попотеть придется, зато как сразу преобразится ваш каталог! Единственный недостаток, присущий первому способу, заключается в необходимости постоянно искать новый материал (такая информация, как, например, курсы валют, быстро устаревает). Соответственно, придется снова и снова стучать по клавишам.

Два последних варианта позволяют в любой момент обновить содержание вашего каталога: был бы доступ в Интернет.

А теперь — несколько конкретных советов.

- Прогноз погоды

Данные об изменении погодных условий смотрятся лучше, если для каждого пункта сообщения (температура воздуха, осадки, давление) помещать на страницу небольшую схематическую пиктограмму. А для тех, кому неохота каждый день обновлять этот раздел, на некоторых метеорологических серверах предложат вставить на страницу специальный динамический HTML-код, который будет автоматически отображать все изменения.

- Курсы валют

Для большей наглядности можно размещать графики или диаграммы, показывающие динамику изменения цен (не стоит публиковать результаты сразу по всем национальным валютам: 4-5 самых используемых будет вполне достаточно). Здесь также возможна вставка кода автоматического обновления данных.

- Новости

Большинство людей желает знать, что происходит в мире и за рубежом. Обычно они это делают, придя после работы (учебы) домой и включив телевизор. Вы можете опередить события, если предоставите посетителям информацию о последних новостях. Причем размещать в каталоге можно как целые статьи (заголовок на заглавной странице плюс ссылка на соответствующий ресурс, откуда взяты новости, или на конкретный документ внутри каталога), так и отрывки.

- Программа телепередач

Представьте, кто-то вдруг вспомнил, что вечером будет его любимый кинофильм, а газеты с программой ТВ под рукой нет. Вы очень поможете такому посетителю, если разместите у себя в каталоге программу (на самые популярные каналы). Составьте своеобразный хит-парад: «лучший фильм дня», «лучшая музыкальная передача недели» и т.п. Не помешает дать анонс некоторых фильмов и телесериалов.

- Анекдоты

Рассортируйте все анекдоты по рубрикам («про Вовочку», «про новых русских», «про Василия Иваныча») и постоянно пополняйте коллекцию. Можете организовать собственный конкурс или голосование за лучший анекдот.

- Обзоры

Под эту рубрику может подойти описание свежих релизов программного обеспечения (можно ограничиться характеристиками со ссылкой на источник или организовать загрузку с FTP-сервера фирмы, которая предоставляет вам хостинг для размещения каталога), статьи и публикации, комментарии и аналитические материалы. Одним словом — все, что будет интересно посетителю вашего каталога.

Деньги вам не помешают

Когда вам надоест всем этим заниматься за просто так, можете попробовать заработать деньги с помощью каталога.

Первый способ — воспользоваться услугами какой-нибудь баннерной сети, которая позволит вам получать деньги за рекламные показы. Второй вариант заключается во вступлении в особую партнерскую программу, в соответствии с которой вы будете размещать у себя в каталоге различную информацию (графическую, текстовую и пр.), а организатор такой программы обязуется выплачивать вам определенные проценты с заказа, поступившего с вашей страницы (например, сервер «Озон»).

Одним словом, пробуйте, ищите и становитесь известными! Помимо указанного выше, хочется посоветовать еще три вещи.

1. По возможности организуйте в своем каталоге какие-нибудь розыгрыши: допустим, получает приз 25-й пользователь, приславший вам заявку на регистрацию, или человек, рассказавший самый смешной анекдот. Вы спросите: «Где взять эти призы?». Пошевелите мозгами: в качестве подарка подойдет почти новая книга по администрированию сетей на базе Unix, доставшийся от друзей диск с подборкой ПО (не забудьте купить новую коробку для CD:-), набор цветных карандашей для самых маленьких и др. Наконец, обзвоните всех своих знакомых и выпросите у каждого из них по одной единице производимой их фирмами продукции (алкоголь, галантерея, комплектующие, игрушки и т.п.). В крайнем случае, если кто-то не соглашается на такой бескорыстный поступок, отдайте ему взамен ту самую книгу по администрированию сетей.

2. Устраивайте различные опросы, проводите анкетирования и социологические исследования. Это позволит вам, во-первых, узнать аудиторию каталога, а во-вторых, найти среди них потенциальных партнеров или спонсоров.

3. Не поленитесь и организуйте бесплатную подписку на последние поступления в ваш каталог, на свежие анекдоты, новости и новинки ПО, изменения набора услуг вашей службы; а также постарайтесь договориться с какой-нибудь популярной службой электронной почты о размещении на заглавной странице каталога форм для входа в персональный почтовый ящик. Этим вы дадите возможность посетителю совместить приятное с полезным.

Зачем все это нужно?

Кто-то наверняка спросит: «Ну, и кому все это надо? Зачем тратить столько времени на все эти бесконечные обновления?». Насколько я знаю, это делается по двум причинам: ради денег и ради интереса. С первым все ясно, а вторая причина основывается на голом энтузиазме людей, которым важно сознавать собственную значимость, что дело, которым они занимаются, кому-то нужно. Это чувство дает им свежие силы для развития организованной ими службы. Правда, долго на одном альтруизме никто не протягивал: рано или поздно все каталоги становились коммерческими.

Вы что, не верите, что есть такие люди, которые работают безвозмездно? Я тоже не верил. Однако приведу, дабы не быть голословным, некоторые цифры из истории каталога одного моего знакомого: начав работать около двух месяцев назад с базой данных из 120 ссылок, сегодня он имеет свыше 1400 зарегистрированных ресурсов и более 1000 посещений.

Источник : Izone

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты