Придворный живописец Corel’а

Автор: Aport Среда, Ноябрь 19th, 2014 Нет комментариев

Рубрика: Software

Кыш, я сказал! Твари, окаянные. Летают тут, понимаешь… Ну и что, что весна — мне статью писать надо. То же, блин, прицепились. Амуры… И кто только придумал название такое. Отобрать бы луки, да надрать задницы, а то прилетают в самое неподходящее время. Ой, е! Ну вот, муза улетела! А хотел же рассказать про одного художника… который очень любил арбузы, а косточки выплевывал… тьфу, не мое… О! Так значит, жил один художник и была у него мышь. Ничего не скажешь, хорошая мышь была, оптическая. Но только вот очень он ее не любил — по причине невозможности рисования ею. А что, попробуйте что-нибудь толковое мышью нарисовать — замучаетесь. Так вот он и жил, рисовал руками, а на компе геймился, да музыку слушал. Но один раз пошел наниматься на работу. Пришел, значит, показал свое портфолио (это все самое то, что за жизнь хорошего сделал :-) ). А директор той дизайн-студии и говорит ему человеческим голосом: «Вах! Харошый художнык, толька пачэму на кампьютэрэ рысавать нэ умэешь?!». Да, так и сказал, а вы что думаете, грузин директором дизайн-студии не может быть!? Может, если он не Авас. Не-е, у этого фамилия была другая… Забыл, черт с ним. 

Ну так вот, значит, расстроился художник, пришел домой, «чаю» напился, чесноком закусил. Утром проснулся, голова болит, изо рта воняет — а на компе рисовать все равно не умеет. «Фотошоп» поставил, открыл — еще хуже сделалось. Да что там говорить, не для рисования он, «Фотошоп» тот, особенно для не слишком искушенного компьютером человека. Ну а потом пришел к нему знакомый — не скажу, что прям потомственный дрессировщик мышей, так, самую малость чуть лучше художника этого разбирающийся в разных там программах… Что?! Ох, так это ж был я! Хм, вот оно как, значит, было… Ладно, я пришел к нему, а он даже чаю не предложил, сразу с порога вещает: «Подыщи мне прогу, или… — прям так и говорит, — возьму биг рашн хаммер, что на балконе валяется, и пойду топиться на Речку-Вонючку, а то и просто яблок обожрусь и помру молодой». А я недавно оставшимся краем уха слышал про какой-то Corel Painter, дескать, замечательнейший графический пакет для художников. Так, думаю, помогу, почему бы и нет. Забрал у него кувалду, все яблоки, что имелись в доме, и пошел изучать Painter, чтобы потом было чем просвещать и его, и вас, почтенные читатели.

Задача То не децибелы, то не мегагерцы


…надо собраться с… не-е, собираться опять не надо. Во! С мыслями надо собраться. Все, готов. Итак, существует много векторных и растровых графических пакетов, но, как правило, развивались они из программ для инженерной графики и по этой причине неудобны для людей, умеющих рисовать и желающих заниматься этим на компьютере. Безусловно, к примеру, в Photoshop можно с помощью фильтров сделать имитацию картины, нарисованной маслом или акварелью, однако это уже будет постобработка. В качестве же программного инструмента для непосредственной имитации инструментов и работы художника сегодня стандартом де-факто является пакет под названием Corel Painter (не путать с Corel Photo-Paint). Он не входит в состав другого не менее популярного пакета Corel Graphics Suite и поставляется отдельно. По сути дела Painter — растровый графический редактор. Среди его достоинств и преимуществ особо стоит отметить неимоверно большой выбор инструментов для рисования, возможность имитации работы на различной фактуре (бумага, ткань и пр.), корректную работу с форматом Adobe Photoshop — PSD, возможность подключения плагинов для постобработки, загружаемые библиотеки текстур, кистей и прочего. В этой статье мы познакомимся с Painter’ом на примере его восьмой версии.

Мышезаменитель


Сразу после установки Corel Painter стало ясно, что без графического планшета в нем работать немыслимо (мышью рисовать очень трудно). Поэтому, проявив настойчивость, пришлось раздобыть упомянутый девайс в горячо любимом институте, где он уже долгое время пылился в тишине и покое преподавательского шкафа. Это был Wacom Graphire 2 (чудеснейшая, кстати говоря вещь!). В его комплекте, кроме, собственно, планшета, подключаемого к USB, и беспроводного стилуса (штука в виде обычной ручки), обнаружилась беспроводная мышь. При подключении к компьютеру все это добро согласилось работать и без драйверов (в WinXP), однако установить их понадобилось — для настройки уровней чувствительности и поведения стилуса. Разобравшись с техническими аспектами, автор этих строк запустил Painter, где… «нарисовалась» еще одна проблемка, связанная с привыканием к планшету. Обычно ведь при рисовании мы смотрим туда, где рисуем (или наоборот :-) ). Здесь же приходится рисовать стилусом по планшету, а результат наблюдать совсем в другом месте — на мониторе. Поначалу очень неудобно, но, поработав часа два, полностью привыкаешь и уже кажется, что так и должно быть. Вдобавок ко всему, стилус полностью заменяет мышь. С его помощью можно перетаскивать окна, запускать программы, ну и, разумеется, рисовать.

Знакомство с художником


Интерфейсом Corel Painter 8 очень похож на Photoshop, только с некоторыми новациями от Corel. В распоряжении пользователя поступает набор докеров (окошек) с инструментами, слоями, цветом и прочим богатством. Команды выпадающего меню Window позволяют прятать и показывать докеры. В одном докере может размещаться несколько свитков — подразделов, обозначаемых значком (черным треугольником). Свиток разворачивается нажатием на него.

Painter работает со слоями — они отображаются в свитке Layers. Понятно, что все, что нарисовано в верхних слоях, будет перекрывать нижние. Для изменения их порядка в Property Bar есть специальные кнопки, — выбрав слой и нажав пиктограмму инструмента Стрелка ( Layer Adjuster), его можно перемещать в списке слоев. К тому же рядом с названием свитка Layers имеется еще один треугольник (справа), при нажатии на который открывается меню с дополнительными командами, позволяющими задавать настройки слоя ( Layer Attributes), преобразовывать текст в изображение ( Convert Text to Shapes), совмещать выбранный слой с канвой ( Drop), изменять его тип. Следует сказать, что в Painter имеется несколько типов слоев: Canvas (холст, основа для рисования), Layer Mask (маскирующий слой), Watercolor Layer (слой для рисования красками на водной основе, имитирует впитывание краски поверхностью, ее растекание и смешение), Liquid Ink Layer (слой для чернил), динамический ( Dynamic Layer) и обычный слой Layer. Создаются они соответствующими пиктограммами внизу свитка Layers. В слоях для водных красок и чернил рисовать разрешено только специальными наборами инструментов (кистей). Во всех других можно пользоваться любыми другими кистями. Слой Canvas является основным и удалить его нельзя. Фактура Canvas (рельеф поверхности) задается в меню, появляющемся при нажатии на пиктограмму Paper Selector (внизу на докере с инструментами ToolBox). Там же рядом имеются пиктограммы для выбора текстурных рисунков, фонов и узоров, которые используются некоторыми кистями. Еще один заслуживающий внимания тип слоев — динамический. Собственно, больше ему подходит название динамически корректирующий. Создается он нажатием пиктограммы в виде вилки (свиток Layers), открывающей меню подключаемых фильтров. После применения какого-либо из них появляется слой, который будет динамически накладывать выбранный фильтр (эффект) ко всей графике, расположенной ниже его. Ну и, ясное дело, в Painter есть функции изменения уровня прозрачности и способа наложения слоев ( Screen, Overlay и прочие, плюс несколько оригинальных опций).

Что касается цвета. Создатели Painter’а действительно хорошо потрудились над инструментами для работы с ним. В результате мы имеем целый докер с 6-ю свитками. Рассмотрим их вкратце. Итак, свиток Colors. В нем располагается цветовая диаграмма HSV ( Оттенок/Насыщенность/Уровень). Painter работает только в цветовом пространстве Lab, аналогом которого и есть HSV, цветовые системы RGB и CMYK не используются (хотя функция пересчета в них есть). Более детально данная тема рассматривается в статье «Отформатированный цвет» (МК, №12 (287)). Скажу лишь, что HSV охватывает наибольшее количество цветов и оттенков, а также позволяет работать с яркостью цвета, его насыщенностью, тоном, что невозможно в упомянутых выше цветовых системах. Работать с цветом при помощи Painter’овской диаграммы очень удобно — на окружности выбирается цвет, затем в треугольнике устанавливается его насыщенность. Для большей точности лучше воспользоваться свитками Color Info и Color Sets. Первый предназначен для задания цветовых составляющих вручную (в HSV или RGB), второй содержит палитры цветов, которые можно брать из изображения, редактировать, сохранять или загружать.

Следующий свиток Mixer являет собой просто уникальную вещь. В нем имитируется мольберт художника, где для получения результирующего цвета смешиваются разные краски — в Mixer это делается точно также: с помощью кисточки подмешивается краска, а шпателем она растирается и смешивается.

В следующим свитке под названием Color Variability задается процент отклонения от исходного цвета. В этом случае при рисовании в мазок кисти случайным образом подмешиваются цвета в заданном диапазоне отклонения и получается, что одна кисть рисует красками нескольких цветов.

И наконец, еще один свиток — Color Expression, тоже очень классная и полезная функция. В ее настройках, в меню Controller, задается поведение цвета в зависимости от того, как рисует пользователь. К примеру, если выставить основной цвет черный и дополнительный белый, указать Controller — Direction и задать угол 90°, то при рисовании будет происходить следующее: ровный штрих сверху вниз прорисуется основным черным цветом, перпендикулярный ему горизонтальный штрих — дополнительным белым, а штрих наискосок (например, под 45°) — средним от суммы черного и белого, то есть серым. Короче говоря, смещение в сторону основного или дополнительного выбранного цвета происходит в зависимости от угла наклона штриха. Другие контроллеры действуют подобным образом, только, разумеется, с иными параметрами (сила нажатия, скорость и пр.).

И теперь о самом эффектном и интересном. Наборы инструментов рисования в Painter представлены в таком огромном ассортименте, который, наверное, редко у какого художника в мастерской найдется. Вдобавок можно загружать дополнительные библиотеки (если посчастливится достать :-) ) и редактировать то, что уже есть. На рисунке 5 приведены лишь основные категории различных кистей (выпадающее меню докера Brush Selector Bar) — в каждой подкатегории обнаруживается еще несколько десятков вариантов, иногда кардинально отличающихся друг от друга! Разработчики назвали все это богатство Natural-Media Tools. Возьмем, например уголь, взгляните, сколько здесь вариаций. В одной статье обо всех инструментах не рассказать, вот установите себе Painter и будет вам приятный сюрприз :-) . Чтобы не заблудиться в таком разнообразии, советую активно пользоваться докером Tracker. В него заносятся все кисти и вариации, которые использовались при рисовании картины. Потом их список можно сохранить, а в следующий раз загрузить и продолжать работу без напряженных воспоминаний, какие же инструменты были задействованы. Кроме всего прочего, нажатие на черный треугольник справа на Brush Selector Bar открывает меню, где командой Edit Variant вызывается окно настроек выбранного варианта кисти. Ух! Думаю, оно заслуживает отдельной статьи — такое великое разнообразие тонких настроек, параметров! Разобравшись с ним, в дальнейшем реально создавать свои оригинальные кисти с самыми различными свойствами.

Теперь, что касается рабочей области. В верхнем правом углу окна присутствует несколько пиктограмм, позволяющих включать сетку ( Grid), режимы кальки ( Tracing Paper, для трейсинга — обрисовки картиники), коррекции цвета ( Color Correction), эффекта рельефности ( Impasto Effect). Как, например, использовать кальку? Для этого сначала требуется сделать File/Clone для исходного изображения. Затем в окне клонированного изображения — Select All/Clear, и после при нажатии пиктограммы Tracing Paper в окне клона появится полупрозрачный исходник. Обрисовав на нем все, что нужно, выключаем режим и получаем результат трассировки. Эффектно также выглядит Impasto Effect (сравните масляную краску при выключенном Impasto и при включенном — справа).

Мультфильмы


По сути дела в пакете реализована «докомпьютерная» методика создания анимации. Вспомните, какие хорошие мультфильмы мы смотрели до того, как Голливуд на пару с Диснеем добрались до компьютерной графики, а впоследствии и до нас. «Жил-был пес», «Простоквашино», многочисленные экранизации народных сказок и другие. Колоритные персонажи, простые и понятные нам сюжеты, сочный юмор… Я откровенно не понимаю, почему сейчас это не актуально!? Почему сейчас так модно дебильно ржать, наблюдая не менее дебильные выходки штампованных (клонированных) придурковатых «героев» в очередной тупой многомиллионной постановке Диснея!!! Или еще лучше: засыпать в кинотеатре с набитым попкорном ртом при просмотре ну очень уж достоверной анимационной истории, скучной детям и в корне не интересной взрослым. Сейчас много говорят о повсеместном внедрении украинского языка, дескать, без этого не будет единой Украины. Но разве язык формирует сознание человека? Нет, его формируют в первую очередь зрительные образы, показывающие взаимоотношения человека с окружающим миром, своими близкими, в конце концов ту же пресловутую любовь к Родине… Извините, накипело…

Так вот, раньше мультфильмы создавались художниками-аниматорами вручную — каждый кадр рисовался через кальку (чтобы видеть предыдущий рисунок) и снимался на кинопленку. Потом производился монтаж, озвучка и прочее. Все необходимое для создания анимации подобным способом есть и в Painter. В нем можно также работать с кадрами и видео в форматах AVI, QuickTime, Animated GIF: загружать их, подрисовывать, комбинировать, создавать с нуля, сохранять с использованием различных кодеков. В общем, есть достаточный набор функций и ничего лишнего. Чтобы работать с анимацией, при создании нового проекта выберите Movie и предполагаемое количество кадров — потом если что добавите новые или уберете лишние. Затем укажите, куда сохранять исходный файл фильма. После этого появится окно, в котором надо выбрать количество слоев кальки ( Layers of Onion Skin) и разрядность цвета кадров. Далее в вашем распоряжении оказывается рабочая область — окно с одним из кадров, и докер Frame Stacks — для навигации по кадрам. Все, теперь включаете в рабочей области режим кальки и кропотливо кадр за кадром создаете свой мультфильм или редактируете видео. Плохо вот только, что во Frame Stack нельзя задавать скорость проигрывания кадров (при нажатии Play), так что приходится просматривать все, клацая по кнопке следующего кадра. А вообще же количество кадров в секунду задается, но только при экспорте в видеоформат (AVI, MOV, GIF). Еще один вариант — рисовать на бумаге, сканировать и сводить в видео. В любом случае, преимущества для аниматора очевидны: на одном компьютере реально создать мультфильм от начала до конца (включая монтаж и озвучку). А ведь совсем недавно для этого требовалась целая студия.

Что ж, на этом, пожалуй, и закончим. Да, примерно таким текстом я подгрузил своего художественно образованного приятеля. И что вы думаете? Он в этот же день засел за комп, а к вечеру уже сам просвещал меня по некоторым вопросам. Жаль, что планшет пришлось отдавать — время с ним летит незаметно :-) . Кстати, к моменту окончания статьи приятель псвоего художественно образованного приятеля. И что вы думаете? Он в этот же день засел за комп, а к вечеру уже сам просвещал меня по некоторым вопросам. Жаль, что планшет пришлось отдавать — время с ним летит незаметно :-) . Кстати, к моменту окончания статьи приятель перешел к активному освоению Photoshop’а (для профпригодности), в планах Adobe Illustrator, Corel Draw, и, кажется мне, он неравнодушно посматривает на 3dMax! Вот так Painter избавил некомпьютерного человека от комплексов и теперь дает ему возможность творить, самовыражаться.

Да, в Corel Painter есть еще много чего хорошего и интересного. В статье описаны только самые необычные, неординарные функции и возможности. Остальные в большинстве своем стандартны, как для популярных растровых и векторных редакторов: работа с кривыми, разнообразные градиенты и их редактирование, фильтры постобработки плюс много-много другого.

Выводы


А что выводить-то? Была бы у рыбы шерсть — были бы и блохи. Все просто и логично: если умеете рисовать, то почему бы не делать это на компьютере? Ведь в вашем распоряжении появляется столько всего! Ну и, разумеется, в этом случае неплохо бы обзавестись графическим планшетом.

 

Источник: winzone.ru

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты