Размышления об e-commerce

Автор: manager Суббота, Март 22nd, 2008 Нет комментариев

Рубрика: Интернет

Однажды, в очередной раз предлагая интернет-магазину принять участие в дисконтной программе нашего клуба, я получил приблизительно такой ответ: «Мы не против. Но зачастую, мы продаем товары почти по закупочной цене, поэтому будет довольно сложно предоставить вам дополнительные скидки».

Это замечание побудило меня предпринять попытку проанализировать, какова вообще ситуация на рынке электронной коммерции в России и за рубежом. В Интернете достаточно много сайтов, выпускающих подобные обзоры, хотя зачастую они интересны разве что специалистам узкого профиля. Тем не менее, информации для размышлений вполне достаточно. Вот и начнем. Если кому-то будет интересно поучаствовать – оставляйте свои замечания.

Для начала, имеет смысл понять, какое место в нашей жизни занимает электронная торговля. Не на Западе, где давно и прочно укоренились кредитные карты, а каждый пользуется если не кабельным, то, во всяком случае, DSL модемом, да и вообще имеет место так называемый развитый капитализм, а именно в России.

Вот некоторые прогнозы двухгодичной давности: «По оценке инвестиционного банка Brunswick Warburg, если по итогам 2000 года оборот российских Интернет-магазинов составил $17 млн., то в следующем году он вырастет до $176 млн.; в 2002 году — до $392 млн., в 2003 — уже до $900 млн.» Что вроде бы подтверждает и другая статистика уже 2001 года. Хотя, вообще говоря, достаточно сложно найти достоверную информацию об оборотах интернет-магазинов — это и понятно, поскольку такие данные являются коммерческой тайной.

В принципе, приведенные цифры достаточно интересны. Что такое 392 миллионов? По данным некоторых исследований, количество пользователей в Рунете в апреле 2002 года составляло около 5 миллионов человек. Т.е. в среднем каждый пользователь должен был потратить более 50 долларов в год на покупки в интернет-магазинах. А если учесть, что далеко не каждый из нас совершает такие покупки, для тех, кто все же пользуется интернет-магазинами, эта цифра должна оказаться существенно выше. Согласно данным агентства «КОМКОН-2″, в 1999 году покупки в Интернете совершили 53 тысячи человек, в 2000 году их была уже 221 тысяча (в тот момент количество пользователей оценивалось тремя миллионами). Т.е. в 2002 году количество покупателей может перевалить за 500 тысяч. А это уже 10% всех пользователей Рунета. Хотя статистика — вещь достаточно спорная, но в данном случае даже такие приблизительные цифры говорят о том, что онлайновая торговля все же проникает в жизнь Рунета.

Здесь возникает вопрос — обороты оборотами, но что реально (и на чем) зарабатывают интернет-магазины? С одной стороны, в самом начале я упомянул о том, что цена продажи в некоторых из магазинов может быть близка к цене покупки. По законам оффлайн-бизнеса такой магазин не то, что дохода приносить не будет, он просто разорится после уплаты всевозможных НДС и других налогов. С другой стороны, заходим, например, на books.ru и видим, что по партнерской программе все желающие могут получить до 10% от суммы покупок клиентов. Разумно допустить, что и в этом случае интернет-магазин не остается в убытке.

Вот что по этому поводу ответил мне представитель магазина VIDEOMAX.RU (того самого магазина, который и вызвал к жизни эту статью. И, кстати, этот магазин все же вошел в наш клуб): «Всему здесь виной — конкуренция между сами интернет-магазинами. Вы же сами понимаете, кто-то платит налоги, а кто-то ведет двойную бухгалтерию. Мы же стараемся быть законопослушными гражданами и в то же время конкурировать с магазинами, предлагающими аналогичный товар. Давайте считать вместе. Оптовая цена легально ввезенной в Россию, ну, скажем, караоке приставки LG 900K — составляет порядка $188. Прибавляем сюда налог с продаж 5%, НДС 20%, другие накладные расходы, и получаем цену чуть выше продажной. Тут три варианта: либо нагружать клиента всякими дополнительными аксессуарами (ну, например, предложить дополнительный микрофон за $25-30, при стоимости закупки $8-11, покрывая свои затраты), либо продавать по нереальной цене, рискуя никогда ничего не продать, либо играть в кошки-мышки с государством, имея шанс уехать далеко и надолго. На мой взгляд, наиболее честен первый вариант. Другие, возможно, выбирают что-то иное. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы правила игры были одинаковыми. Для всех… Но есть, например, и некоторые эксклюзивные позиции с нормальной нормой прибыли, которых нет у конкурентов. Это и есть то, что дает основную прибыль интернет-магазина, тут даже после уплаты всех налогов еще что-то остается».

Т.е. магазин все же может давать прибыль, что и требовалось доказать. Но лишь по некоторым эксклюзивным позициям или же за счет дополнительного набора услуг. И, тем не менее, не секрет, что доходы от он-лайн магазинов составляют в среднем 1% от доходов всем привычных оффлайновых магазинов. Бывают и исключения — небезызвестные amazon.com, ozon.ru, books.ru. У них, насколько я понимаю, оффлайн-продажи если и есть, то возникли после создания онлайн-сети. И все же, в подавляющем большинстве интернет-магазинов, являющихся электронными продолжениями магазинов оффлайновых, вам скажут, что доход от них мал по сравнению с оффлайн-представительствами.

Источник Oborot.ru

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты