Говорим на Flash Action Script

Автор: manager Суббота, Март 22nd, 2008 Нет комментариев

Рубрика: Интернет

Хотите сделать ваш сайт интересным и запоминающимся? Хотите попробовать свои силы в программировании web-игр, привлекательных анимационных интерфейсов и «легких» (в смысле объема) интерактивных интернет-приложений? Хотите приобщиться к веселому, креативному и быстро растущему цеху аниматоров, среди которых и «папа» ставшей уже легендарной Масяни Олег Куваев?
Тогда изучайте Macromedia Flash Action Script!
Все, хватит рекламы, давайте перейдем к делу :-) .

В статье будет рассмотрен процесс построения во Flash 5 интерактивного ролика («мувика»), представляющего собой игру двух игроков. Предполагается, что читатель «шапочно» знаком с Macromedia Flash 5, умеет создавать в этом пакете простейшие графические фигуры (круг, эллипс, прямоугольник, надпись и т.д.), обращаться с меню и окнами, панелями инструментов и так далее. Полезным будет опыт создания простенькой анимации. Если вы этого всего еще не умеете — ничего страшного, в интернете полно сайтов и материалов, посвященных Flash. В конце статьи будут приведены ссылки.

В ролике, который мы предлагаем вашему вниманию, практически вся анимация будет реализована с помощью Action Script. Начиная с версии 4, во Flash включен достаточно мощный язык сценариев (скриптов), по синтаксису напоминающий C. Если вы знакомы с этим замечательным языком — это здорово поможет вам в освоении Flash Action Script.

Мы будем делать ролик-игру. Причем игру для двоих человек. Все очень просто — внизу ездит пушка и стреляет, скажем, по летающей тарелке, а тарелка, как вы уже догадались, стреляет по пушке. Такой, знаете ли, симулятор звездных войн :-) .

Что нужно для того, чтобы написать эту игру? Macromedia Flash 5, компьютер (желательно помощнее: векторная графика и анимация — ресурсоемкая работа) и, конечно, терпение.

Мы не будем подробно описывать создание рисунков (символов), а постараемся больше внимания уделить Action Script’ам (языку сценариев).

Итак, Flash 5 загрузилась на вашем компьютере. Создаем новый проект (File > New), сохраняем его с каким-нибудь именем (например, «StarWars») и настраиваем параметры ролика (Modify > Movie). Здесь надо только изменить количество кадров в секунду — сделаем его равным 60. Затем настраиваем параметры публикации (File > Publish Settings) — убираем галочку с HTML и ставим галочку на Windows Projector. Это значит, что наша программа будет публиковаться (отображаться) не в HTML, а в виде исполняемого exe-файла. Это сделано для временного удобства — разумеется, истинная красота и мощь Flash (ну вот, обещал ведь без рекламы :-) ) проявляется именно в возможности встраивания роликов в web-странички. В конце статьи мы расскажем, как это сделать.

Теперь создаем символы, которые нам пригодятся в работе.

Создаем новый символ (Insert > New Symbol), называем его plate («тарелка»), кликаем OK и рисуем тарелку (летающую, с зелеными кровожадными человечками :-) ). Тарелка (как и все остальные символы) должна находиться приблизительно по центру окна (центр символа совпадает с крестиком). Особо не утруждайтесь, простой овал подойдет для начала, а наводить красоту можно и после написания самой программы. Чтобы увидеть все символы, находящиеся в ролике, откройте библиотеку символов (Window > Library).

Таким же образом создаем пушку (вытянутый по горизонтали прямоугольник), называем ее cannon. Дуло для пушки (назовите символ cannon_barrel) и для тарелки (plate_barrel) изобразите в виде вертикальных прямоугольников. Не забывайте: для каждого из этих игровых объектов мы создаем новый символ (Insert > New Symbol). Затем создайте снаряды, которыми будет стрелять тарелка и пушка (это тоже отдельные символы), и назовите их соответственно plate_shell и cannon_shell. Нарисуйте их в виде маленьких прямоугольников или кругов. Для начала этого хватит.

После этого в основном ролике создайте 7 слоев — по одному для каждого символа и один для сценариев (Insert > Layer) — и переместите по одному символу в каждый слой (простым перетаскиванием символов из окна библиотеки), оставив верхний слой пустым. Сделайте так, чтобы слои с тарелкой и пушкой находились выше слоев со стволами, а те, в свою очередь, поверх снарядов (простым перетаскиванием в окне со слоями). Это нужно для того, чтобы дуло орудия было скрыто корпусом машины, а не наоборот.

Символы, находящиеся в основном ролике, называются экземплярами (instance). В одном ролике может быть несколько экземпляров одного и того же символа. Этим экземплярам нужно дать имена (поле Name на закладке Instance на вспомогательной панели; по умолчанию эта закладка находится слева на нижней панели). Для удобства имена экземплярам дайте те же, что и самим символам.

Теперь перейдем собственно к Action Script’ам. Они бывают двух типов — сценарии символа и сценарии кадра. Сценарии символа ориентированы на внешние команды, поступающие от пользователя (нажатие клавиши, перемещение мышки и т.д.), сценарии кадра могут исполняться и сами по себе. В нашей программе будут использоваться и те, и другие. Сама программа будет построена с помощью трехкадрового цикла — одного из самых распространенных приемов написания сценариев во Flash. В первом кадре устанавливаются начальные значения переменных, второй кадр — тело цикла, основная часть ролика. В третьем кадре происходит переход на второй кадр с помощью функции gotoAndPlay() или gotoAndStop().

Итак, начнем. В каждом слое должно быть по три кадра, причем только первый из них — ключевой (keyframe), остальные два обычные. Чтобы создать новый ключевой кадр (или превратить простой кадр в ключевой), надо щелкнуть на нем правой кнопкой и из выпадающего меню выбрать команду Insert Keyframe. Однако в слое со сценариями все три кадра должны быть ключевыми, так как писать сценарии можно только в ключевых кадрах. Кстати, чтобы не путаться, слоям тоже можно дать имена, соответствующие содержащимся в них экземплярам символа (слою со сценариями можно дать имя action). Для начала напишем сценарий, благодаря которому вся наша техника будет устанавливаться в начальное положение — например, по центру экрана (тарелка — вверху, пушка — внизу). Открываем окно сценариев (Window > Actions) и щелкаем на первом кадре. Обратите внимание — сверху появившегося окна написано Frame Actions, то есть сейчас мы пишем сценарий кадра. Для удобства перейдите в режим эксперта (Expert Mode), нажав Ctrl+E или с помощью стрелки в верхнем правом углу.

(Продолжение следует)

Источник: http://www.mycomp.com.ua/

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты