Сага о Windows. Глава первая. Часть вторая

Автор: Topol Суббота, Апрель 21st, 2012 Нет комментариев

Рубрика: Операционные системы

Я представляю себе эту холодную зиму 1985 года, когда замерзший и уставший, только что вернувшийся с работы, бета-тестер обнаруживает в почтовом ящике пришедший ему сегодня из Белвью конверт. На дворе февраль, на улице промозгло и неуютно, он спешно запирает входную дверь, скидывает запорошенное снегом и дождем пальто, наливает чашку горячего кофе и спешит к своему компьютеру, чтобы без замедления установить новую сборку операционной системы Microsoft Windows 1.0.

Вышедшая в феврале 1985 года альфа-версия Windows 1.0 поставлялась на четырех 5 1/4-дюймовых дискетах двойной плотности. В хронологическом отношении она следовала непосредственно за рассмотренным нами в предыдущей статье Development Release #5.

Процесс установки не претерпел сильных изменений. Пакетный файл, который для установки Windows необходимо скопировать в корень жесткого диска и запустить оттуда, был переименован из INSTALL.BAT в WININST.BAT.

В ходе самой установки сборка называется Windows 1.00 Alpha Release.

Если обратиться к содержимому файла WININST.BAT, можно обнаружить, что датируется она 31 января 1985 года:

    rem Microsoft Windows 1.00 Alpha Release. 1-31-85.

Системные требования Windows 1.0, как можно заключить из вышеприведенного скриншота, также почти не претерпели изменений. Исключение составляет поддержка двух новых видеокарт, о чем будет подробно сказано ниже, а также указание на поддержку мышек сторонних производителей, имеющих Microsoft-совместимый драйвер (mouse.sys).

Как и раньше, по умолчанию установка производится в каталог C:\Windows.

А вот число подкаталогов, создаваемых Windows, а также их структура, несколько изменились. О некоторых из этих изменений мы расскажем в дальнейшем.

Как и при установке DR5, необходимо дать подтверждение на удаление содержимого каждого из каталогов, даже если они пусты.

За этим следует этап копирования файлов, в ходе которого необходимо поочередно вставлять в привод дискеты с первой по четвертую.

В Alpha Release уже реализовано свойственное ранним версиям Windows распределение файлов по дискетам, когда различные компоненты дистрибутива размещаются на разных носителях. На первой дискете расположены основные системные файлы и драйверы, все то, что непосредственно необходимо для запуска Windows. На втором диске находятся приложения (как настольные, так и тестовые), а также тестовые PIF-файлы. Третий диск содержит исходные коды тестовых приложений на языке C, папку Pascal с исходным кодом некоего тестового приложения Muzzle, а также папку Lib с двумя pascal-библиотеками, необходимыми для компиляции Muzzle. Наконец, на последней дискете расположены инструменты отладки.

Действительно, установить Alpha Release можно с помощью одной единственной, первой дискеты, пропустив все остальные этапы копирования файлов. В таком случае на жесткий диск не будут скопированы ни приложения, ни исходники, ни средства отладки, в систему будут установлены лишь драйверы и MS-DOS Executive. Назовем это модным словом компонентизация.

Но, безусловно, ключевое нововведение в Alpha Release — поддержка нескольких моделей видеокарт. В появляющемся после этапа копирования файлов экране пользователю предлагается выбрать между видеоадаптерами CGA, Hercules и EGA (монохромный режим).

Заметим, между прочим, что данный этап уже не прописан в пакетном файле, а является отдельным приложением INSTALL.EXE, которое запускается по завершении копирования файлов.

После выбора видеокарты происходит завершение установки, для запуска Microsoft Windows необходимо нажать любую клавишу.

 

Как мы отмечали в обзоре Development Release #5, драйверы для видеоадаптера Hercules присутствовали в дистрибутиве уже там, но их выбор в процессе установки не был предусмотрен. Таким образом, в Alpha Release появляется поддержка двух новых видеокарт.

В дальнейшем количество графических режимов, поддерживаемых Windows 1.0, возрастет без малого вдвое, поэтому сказать о ключевых различиях между ними будет уместно уже сейчас. Но, к сожалению, это невозможно без довольно подробного экскурса в историю самих видеоадаптеров. В процессе работы над статьей мы решили все же сделать два довольно пространных отступления, которые, при всей неочевидности этого, самым непосредственным образом связаны с историей Microsoft Windows. Начнем мы с рассказа о четырех моделях видеокарт, которые получили довольно широкое распространение к 1985 году. Заметьте, что вся приводимая ниже информация, сколь бы разрозненной и несвязной она на первый взгляд ни казалась, складывается в конце в целостную картину, объясняющую возникновение графических режимов Windows 1.0.

IBM Color/Graphics Monitor Adapter, или, короче, CGA, о котором мы уже сказали несколько слов в предыдущей статье, была первой цветной видеокартой IBM с поддержкой графики для компьютеров PC/XT и PC/AT. Выпущена она была в 1981 году одновременно с другой, завоевавшей не меньшую, а, пожалуй, даже и большую популярность монохромной видеокартой IBM Monochrome Display Adapter, или MDA. С технической точки зрения, основное различие между MDA и CGA заключалось в адресуемости отдельных пикселей. MDA, предназначенный исключительно для работы с текстом, обращался не к отдельным пикселями, а к матрице символов, состоящей из 80 столбцов и 25 строк. В каждую “ячейку” матрицы мог быть помещен один из 256 доступных символов, при этом каждый символ занимал 9х14 пикселей (включая межзнаковый и межстрочный интервал). Несложно подсчитать, что теоретическое разрешение видеоадаптера MDA составляло 720х350 пикселей.

Еще одно ключевое различие между видеоадаптерами MDA и CGA следует из их же названий. IBM Monochrome Display Adapter был монохромным, то есть поддерживал вывод только двуцветного изображения. Один из этих цветов был неизменно черный – он составлял фон, второй же цвет определялся типом монохромного монитора. В зависимости от используемого в кинескопе люминофора, монохромные мониторы могли быть зелеными (люминофор P1), светло-коричневыми (люминофор P3) и, гораздо реже, черно-белыми (люминофор P4). Выпущенный специально для MDA “эталонный” монитор IBM 5151 был именно зеленым. И именно этот монитор в дальнейшем получил наиболее широкое распространение и популярность.


IBM 5151 Monochrome Display


IBM 5151 Monochrome Display

Color Graphics Adapter, как уже было сказано, стал первым цветным видеоадаптером IBM для персональных компьютеров. Впрочем, здесь нужно сделать целый ряд оговорок. В CGA использовались неквадратные пиксели, имеющие в зависимости от выбранного режима разное соотношение сторон. Графических режимов было два – цветной (320х200), с соотношением сторон пикселя 1:1,2, и монохромный (640х200), с соотношением сторон пикселя 1:2,4. Палитра CGA состояла из 16 цветов, но одновременно на экране могло быть отображено лишь 4 из них. Но на этом ограничения, накладываемые видеоадаптером на использование цветов, не заканчивались. Основные 8 цветов были поделены на две палитры (по 4 цвета в каждой), оставшиеся цвета соотносились с ними как светлые варианты палитр (исключение составляет синий цвет и его светлый оттенок, не входившие ни в одну из палитр). Одновременно на экране могли быть отображены лишь цвета одной палитры, причем смешивать стандартные и светлые варианты также было нельзя. Таким образом, разработчик мог свободно выбрать лишь один из доступных цветов, остальные три задавались используемой палитрой. Исключение составлял лишь цвет фона, который мог быть изменен с черного (входящего в каждую палитру) на любой из 16 доступных.

Но нас больше интересует второй, монохромный режим, так как именно его поддержка обеспечивалась в Windows 1.0. В монохромном режиме разрешение экрана составляло 640х200 пикселей. По умолчанию он был черно-белым, но цвет переднего плана (белый) мог быть программно заменен на любой из 16 доступных в палитре CGA цветов.

CGA был оснащен цифровым RGBI-разъемом для подключения цветных мониторов, а также композитным RCA для подключения NTSC-совместимых экранов (мониторов или телевизоров). Это важно, поскольку CGA оказывался несовместим с монохромными мониторами стандарта MDA, такими как вышеупомянутый IBM 5151. Хотя и MDA, и CGA использовали одинаковый DE-9 разъем, распиновка, а также частоты развертки у них были различны. Важно учитывать, что сигнал описываемых нами стандартов был цифровым, основанным на транзисторно-транзисторной логике (TTL). Проще говоря, по каждому из контактов, задействованных в выводе изображения, передавалось определенное бинарное значение (0 или 1) для каждой точки на экране. Так, в стандарте MDA для формирования изображения использовались Pin 7 (Mono Video) и Pin 6 (Intensity). Pin 7 отвечал за само изображение (условно говоря, зажжена ли определенная точка на экране или погашена). Pin 6 позволял повысить яркость текста (стандарт MDA поддерживал вывод более светлых вариантов символов). В свою очередь, CGA задействовал Pin 3 (Red), Pin 4 (Green), Pin 5 (Blue) и Pin 6 (Intensity). 3 канала RGB позволяли сформировать 8 цветов, последний канал (Intensity) использовался в сочетании с остальными для вывода упомянутых выше светлых вариантов палитр.

Для CGA был выпущен цветной RGBI-монитор IBM 5153 Personal Computer Color Display, который единственный позволял использовать все преимущества нового видеоадаптера. Монохромный монитор, в свою очередь, мог быть подключен к CGA лишь по композитному разъему (модели таких мониторов известны). Через этот же разъем к компьютеру мог быть подключен любой NTSC-совместимый телевизор. Правда, композитный выход был малопригоден при работе в графическом режиме высокого разрешения (640х200), поскольку вносил в изображение значительные цветовые искажения, делая текст трудночитаемым. Единственным совместимым решением, рекомендуемым IBM для работы в графическом режиме 640х200, было использование цветных RGBI-мониторов, таких как IBM 5153.


IBM 5153 Color Display под управлением IBM PC/XT

Впрочем, большинство вышеназванных ограничений касалось лишь оригинальной продукции IBM, поскольку в сторонних аналогах проблема несовместимости стандартов впоследствии решалась производителями. Но нас все же интересуют именно оригинальные решения IBM, так как, во-первых, они были наиболее распространены, и, во-вторых, потому что именно на них ориентировалась Microsoft при разработке Windows 1.0.

Сложно судить, какая из двух видеокарт IBM – MDA или CGA – одержала победу на рынке. Можно лишь с уверенностью сказать, что корпоративные клиенты, больше заинтересованные в работе с текстовыми приложениями, отдавали предпочтение MDA, оснащенной принт-портом и выводившей текст в более высоком разрешении. В любом случае, к 1985 году оба эти видеоадаптера уже уходили в прошлое, хотя и оставались популярными. На смену им пришли две новые модели видеокарт, а вместе с ними и новые стандарты.

В 1984 году забытой в наши дни компанией Hercules Computer Technology, Inc. была выпущена монохромная видеокарта Hercules Graphics Adapter. По своим характеристикам она оказывалась куда ближе к MDA, чем CGA-стандарту. По сути, она просто делала все пиксели MDA отдельно адресуемыми, что позволяло выводить на экран графическое изображение. Как и MDA, она была монохромной и отлично работала с мониторами IBM 5151. Рабочее разрешение также совпадало со стандартом MDA – 720х350 в текстовом режиме и 720х348 в графическом (по техническим причинам высота графического режима должна была быть кратной четырем). Видеоадаптеры Hercules получили достаточно широкое распространение и поддержку в программном обеспечении, поскольку позволяли работать с графикой в более высоком, по сравнению с CGA, разрешении.

В том же 1984 году IBM был предложен новый стандарт видеокарт и мониторов для только что вышедшего компьютера PC/AT. Им стал Enhanced Graphics Adapter. EGA был, несомненно, прорывом для своего времени. По сравнению с CGA, накладывавшей множество ограничений на использование цветовой палитры, EGA поддерживал вывод одновременно 16 из 64 доступных в палитре цветов в разрешении 640х350. Он был обратно совместим с MDA и CGA-мониторами и поддерживал почти все распространенные в то время графические и текстовые режимы. Впрочем, речь о работе EGA с цветными мониторами еще впереди, сейчас же нас интересует его монохромный режим. Настроенный соответствующим образом, EGA-видеоадаптер обеспечивал работу с монохромными мониторами (например, с тем же IBM 5151) в своем родном разрешении 640х350. Поддержка именно этого режима, то есть монохромного режима EGA, подключенного к монохромному монитору, и дебютировала в альфа-версии Windows 1.0.

Таким образом, alpha-версия Windows 1.0 поддерживала три видеоадаптера и три соответствующих им разрешения: 640х200 (CGA), 720х348 (Hercules) и 640х350 (EGA). При этом все три режима оставались монохромными – с CGA подразумевалось использование CGA-совместимого монитора IBM 5153, с Hercules – зеленого, светло-коричневого или черно-белого монохромного монитора. Что же касается EGA, хотя в действительности ситуация с ним обстояла значительно сложнее, в Alpha Release имелась лишь поддержка монохромного режима – видеоадаптер должен быть подключен к монохромному монитору (например, IBM 5151) и настроен соответствующим образом.

Ниже представлены скриншоты Windows 1.00 Alpha Release, запущенной в трех описанных выше режимах.


Microsoft Windows driver for IBM Color/Graphics Monitor Adapter (640×200)


Microsoft Windows driver for Hercules Graphics Adapter (720×348)


Microsoft Windows driver for IBM EGA Card in monochrome mode (640×350)

Комментария требует, пожалуй, лишь странный, темно-синий скриншот EGA. Как было сказано выше, EGA был совместим со всеми описанными типами дисплеев и режимами работы. Совместимость с определенным типом экрана настраивалась посредством шести особых переключателей, которые меняли как частоту развертки, так и распиновку DE-9 разъема. Распиновка стандартов MDA и Hercules полностью совпадала (как было сказано выше, они были совместимы). Pin 7 разъема DE-9 в этих стандартах – Mono Video – отвечал за вывод монохромного изображения на дисплей (см. выше). В “цветном” стандарте EGA цвет точки формировался за счет сочетания шести каналов (битов) – RGB и rgb (последние в документации IBM также фигурируют под названиями Secondary Red, Secondary Green и Secondary Blue соответственно). Pin 7 отвечал за канал Secondary Blue. Соответственно, при переключении видеокарты в монохромный режим, Pin 7 изменялся с Secondary Blue на Mono Video (см. выше). Но в современных эмуляторах подобная настройках EGA не предусмотрена – по умолчанию эмулируется цветной режим EGA с цветным дисплеем, в котором Pin 7 приходится на Secondary Blue. Подобное сочетание каналов (rgbRGB = 001 000) в палитре EGA соответствовало темно-синему (#000055) цвету. Именно поэтому монохромный сигнал при эмуляции оказывается сегодня темно-синим.

Так как наиболее высокое качество монохромного изображения предлагается именно Hercules, и современные эмуляторы правильно воспроизводят выводимое им изображение, в дальнейшем скриншоты Windows 1.00 Alpha Release сделаны именно с использованием этого адаптера.

Характерно, что для разных видеокарт Windows использовала различные шрифты – это хорошо видно при сравнении. Также можно заметить, что различается и фоновая текстура – на новых видеоадаптерах она представляет собой решетку из белых и черных точек, в то время как на CGA состоит из раздражающих глаз черно-белых полосок.

Для запуска Windows исчезла необходимость во вводе команды PATH, указывающей маршрут поиска исполнительных файлов, а сам исполнительный файл Windows был переименован из MSWIN.EXE в WIN.EXE и перенесен из каталога C:\Windows\Bin в основной каталог C:\Windows\Test.

При включении системы теперь не запускаются никакие приложения, кроме оболочки MS-DOS Executive.

В пользовательском интерфейсе Windows произошел ряд незаметных, но достаточно важных изменений. При наведении на заголовок окна, меню или кнопку, то есть на активные элементы интерфейса, указатель мыши теперь превращается в направленную вверх стрелочку.

Также именно в этой сборке появляются знаменитые песочные часы, те самые, что на многие годы станут символом компьютерного “раздумья”, а зачастую – полного его зависания.

Хотя окна приложений в Windows 1.0 не могут перекрывать друг друга, это не относится к диалоговым окнам. В Alpha Release появилась возможность перемещать их по экрану, перетаскивая за заголовок.

 

Немаловажна появившаяся в файловом менеджере поддержка двойного щелчка, так что для открытия файлов более нет необходимости прибегать каждый раз к окну Run.

Также заработал двойной щелчок по иконкам свернутых приложений в нижней части экрана. По умолчанию он располагает новое окно горизонтально под другими открытыми окнами, отводя ему больше пространства на экране.

Вместе с тем развертывание окна во весь экран, которое в DR5 осуществлялось единичным щелчком по заголовку окна, теперь производится двойным щелчком по иконке изменения размера окна, что справа. Двойной щелчок по заголовку окна теперь его сворачивает.

Среди изменений, касающихся непосредственно MS-DOS Executive, следует отметить переработанную адресную строку: теперь двойной щелчок по названию папки в адресной строке непосредственно открывает эту папку. Для перехода в корень диска необходимо произвести двойной щелчок по первому слэшу. Напомню, в DR5 двойной щелчок приводил к открытию диалогового окна, в котором адрес перехода можно было указать вручную (по умолчанию в него помещался тот “участок” адреса, по которому вы щелкнули).

Кроме этого, в интерфейсе произошел целый ряд незначительных косметических изменений, которые можно заметить только при непосредственном сравнении скриншотов. Так, кнопка закрытия окна стала прямоугольной, изменился стиль стрелочек в полосе прокрутки, были обновлены иконки приводов (буквы приводов теперь расположены не внутри иконок, а рядом с ними).

Переходим к приложениям и системным апплетам, доступным в новой сборке. Как было сказано, по умолчанию в ней запускается лишь MS-DOS Executive. В DR5 окно буфера обмена невозможно было закрыть вовсе, а окно Control Panel – открыть повторно после закрытия. В Alpha Release оба апплета спокойно открываются посредством исполнительных файлов CLIP.EXE и CONTROL.EXE соответственно.

Рассмотрим сперва обновленный буфер обмена – Clipboard.

Как можно заметить, из трех меню осталось лишь меню Edit, не претерпевшее изменений и по-прежнему служащее для выполнения операций с данными. Функция Format, которая в отдельном диалоговом окне выводила данные о типе данных, хранимых в буфере, была совмещена с новой панелью, расположенной под меню. Если буфер обмена пуст, то в ней выводится надпись “Clipboard is empty”, если же вы скопировали в буфер определенные данные, то в ней будет указан их тип.

В Alpha Release появилась поддержка принтеров. Правда, пока что выбор модели не предусмотрен, по умолчанию устанавливается драйвер матричного принтера Epson FX-80 на порту LPT1.

В соответствии с этим в Control Panel появилось меню Printers, открывающее диалоговое окно с перечнем установленных принтеров.

 

Щелчок по названию принтера открывает другое окно с единственной доступной настройкой – выбором между портретной и альбомной печатью.

Из настольных приложений, входящих в состав Windows, целый ряд программ остался без изменений: Clock, Puzzle, Reversi.

Почти прежним остался и калькулятор. Только указатель “руки” в нем был заменен на вышеупомянутую стрелочку.

Icon Editor изменился столь же незначительно: теперь он по умолчанию запускается в режиме создания курсора, а при переключении в bitmap-режим фон изображения по умолчанию меняется с серого на черный.

Но вот возможности Notepad были значительно расширены.

Во-первых, он больше не использует стандартный файл NOTEPAD.TXT, а открывает чистый несохраненный документ, озаглавленный (UNTITILED). Пока файл не сохранен, функция Save из меню File недоступна. Для первоначального сохранения используется функция Save As…

Но если окно сохранения файла изменений не претерпело, то окно открытия было полностью обновлено и приобрело знакомые по более поздним версиям Windows черты.

Поле File name позволяет как ввести полный путь к файлу, так и указать отдельный каталог. В последнем случае нажатие кнопки Directory выведет перечень файлов, содержащихся в указанном каталоге (причем безотносительно к тому, могут или нет эти файлы быть открыты в Блокноте).

Наконец, в Блокноте появился поиск. Среди дополнительных параметров: указание направления поиска, а также учет регистра.

В случае удачного поиска соответствующий отрывок текста будет выделен прямо в тексте. В случае же, если совпадений не найдено, в отдельном диалоговом окне будет выведено сообщение об ошибке.

Интересно, что единожды применив поисковый запрос, вы не можете произвести другой поиск – при последующем нажатии кнопки Search Блокнот повторяет прежний запрос. Чтобы начать поиск заново, необходимо перезапустить приложение.

Заметим, наконец, что именно в Alpha Release в Блокноте появилась постоянная горизонтальная прокрутка, не исчезающая даже в случае, когда содержимое в документе отсутствует вовсе. Это странное дизайнерское решение отчасти сохраняется в нем и по сей день.

В Alpha Release появился инструмент для создания и редактирования PIF-файлов – Program Information Editor.

Сегодня назначение PIF-файлов уже не столь очевидно, как в эпоху широкого распространения DOS-приложений. Поскольку Windows позиционировалась как многозадачная среда, актуальным становился вопрос распределения ресурсов среди приложений. PIF-файлы определяли особенности выполнения приложений MS-DOS в новой многозадачной среде. Позже формат PIF в Windows менялся с течением времени, но он не был изобретением Microsoft. Первоначально он появился в продуктах TopView и DesqView, и лишь затем были перенесен в Windows.

Как видно из вышеприведенного скриншота, изначальная реализация Program Information Editor позволяла указать заголовок приложения, исходный каталог, параметры, с которыми следует запускать исполнительный файл, а также целый ряд дополнительных опций, среди которых диапазон измененных векторов прерываний, обмен экранами (Screen Exchange, опция, разрешавшая или запрещавшая копирование экрана приложения в буфер обмена при помощи клавиши Print Screen), а также необходимый и предпочтительный объем оперативной памяти, выделяемой приложению. Наконец, пользователь мог настроить прямой доступ приложения к экрану (Access Screen Directly) и клавиатуре (Access Keyboard Directly).

Другими словами, Program Information Editor позволяет настроить запуск приложения оптимальным для исполнения его в данной среде образом.

Кнопка Load в меню служит для загрузки PIF-файла приложения, название исполнительного файла которого указано в поле Program Name. Кнопка Save позволяет сохранить внесенные в PIF-файл изменения, а Reset – сбросить все параметры.

Как уже было упомянуто выше, в состав Alpha Release входит целый ряд примеров PIF-файлов, иллюстрирующих различное сочетание параметров запуска. Эти тестовые файлы указывают на различные популярные приложения того времени – Lotus 123, Microsoft Word (первая версия для MS-DOS была выпущена в 1983 году), Microsoft Multiplan, Microsoft Chart, ряд продуктов IBM и многие другие.

Следует отметить, что PIF-файлы ассоциированы с Program Information Editor, то есть открываются в нем по умолчанию. Сам запуск приложений при помощи PIF-файлов пока не предусмотрен.

Здесь следует сказать о файле конфигурации USER.PRO, своеобразном прообразе реестра, в котором прописывались ассоциации файлов с приложениями, а также драйверы установленных устройств (о появившейся поддержке принтеров уже было сказано выше).

В составе Alpha Release появился целый ряд новых тестовых приложений, в то время как некоторые из прежних приложений исчезли.

Если в DR5 тестовые приложения были в первую очередь ориентированы на пользовательский интерфейс Windows (такие макеты, как Graph и Chart), то в альфа-версии в центре внимания оказывается графика, вывод текста и фигур.

Приложение Cube (CUBE.EXE) открывает собой череду тестовых приложений, иллюстрирующих графические возможности платформы Windows – построение разнообразных фигур. Куб в кубе быстро вращается и изменяется в размерах.

Из меню Style можно изменить оформление – с белого фона и черных линий фигуры на черный фон и белые линии.

 

При этом размер куба зависит от размера окна, вписывается в него.

Интересной особенностью, которую также демонстрирует Cube, является то, что мы сегодня назвали бы Live Preview – прямиком из концептов Longhorn и Vista. Когда вы сворачиваете приложение, его иконка продолжает показывать вращающийся куб!

Несколько следующих приложений, о которых пойдет речь, связаны между собой иконками – они представляют собой цифры от 1 до 4.

Рассмотрим эти приложения по порядку. Первое из них называется Hello Windows! (HELLO.EXE) и выводит в окне одноименную надпись.

Второе приложение, служащее для демонстрации построения геометрических фигур, называется Pick a Shape (SHAPES.EXE). При запуске в окне приложения рисуется звезда.

Из меню Shape можно выбрать другую фигуру (прямоугольник, треугольник или окружность), которая будет выведена в окне, а также очистить окно приложения (пункт Clear).

Как и в случае с Cube, размер фигуры определяется размером окна, она не “заезжает” за его границы, а вписывается в них.

Третье приложение позволяет эти фигуры рисовать – Pick a Shape & Drag an Outline (TRACK.EXE).

Начав перемещать указатель, удерживая левую кнопку мыши, вы выделяете черный прямоугольник. Когда вы отпускаете кнопку, на месте выделения рисуется фигура соответствующего размера (по умолчанию – звезда).

 

Одновременно в окне можно нарисовать лишь одну фигуру, каждая новая стирает предыдущую. Из меню Shape можно выбрать и другую фигуру для рисования (их перечень идентичен доступным в приложении Pick a Shape), причем если фигура в окне вами уже нарисована, то при выборе из меню другой фигуры, она изменится на выбранную.

 

Последнее из четырех приложений вновь связано с текстом. Click the Mouse and Type (TYPE.EXE), как следует из названия, открывает окно, в котором, если щелкнуть по нему мышкой, можно набирать текст.

 

С другой стороны, появилось новое тестовое приложение, демонстрирующее возможности работы со шрифтами – Font Tester (FONTTEST.EXE).

В отличие от Sample Font Application, без изменений сохранившегося в Alpha Release, новое приложение позволяет протестировать не только вывод шрифтов, но и их настройку.

Нажатие кнопки Sample выводит пример шрифта. Здесь используется классическая панграмма Jackdaws love my big sphinx of quartz.

Из окна Change Options можно изменить параметры шрифта, что отразится при следующем нажатии кнопки Sample.

 

Последнее новое тестовое приложение – MapMode Application – также посвящено графическим возможностям в Windows. Стоит сказать, что из всех входящих в состав Alpha Release тестовых приложений, это – самое нестабильное и зачастую приводящее к завершению работы системы.

Кнопка About… в меню открывает диалоговое окно с описанием приложения. Там сообщается, что оно “демонстрирует режимы карты, доступные в приложениях Microsoft Windows. Вы можете изменить начало координат, размер и рабочий прямоугольник фигуры. Координаты в окне просмотра указываются в пикселях, все остальные – в единицах, определяемых режимом карты”.

Оригинально выглядит процесс закрытия этого всплывающего окна – перед тем, как исчезнуть, оно эффектно затягивается паутиной.

Итак, в окне расположена фигура и координаты. Меню MapMode позволяет переключить режим карты. Среди доступных режимов – метрические, английские, твипы (единица длины, предложенная Microsoft и равная 1/1440 дюйма), изотропный и анизотропный.

Redraw, как явствует из названия, позволяет перерисовать изображение. SetUp позволяет настроить систему координат.

Rectangle открывает диалоговое окно, позволяющее изменить размеры прямоугольника (бокса), в который вписывается фигура. Все, как и было обещано.

 

Таким образом, MapMode Application позволяет указать положение фигуры и ее размер в различных системах измерения. Реализацию именно этих возможностей она и призвана продемонстрировать разработчикам, знакомящимся с платформой Windows.

Наконец, без изменений в Alpha Release осталось тестовое приложение Template Application (TEMPLATE.EXE).

В составе Windows по-прежнему доступны исходные коды большинства тестовых приложений, только теперь они расположены не в одной папке с самими приложениями, а вынесены в каталог C:\Windows\C.

Таковы основные особенности Windows 1.00 Alpha Release. Но разработка новой операционной системы в самом разгаре, и многое интересное еще впереди.

Источник: thevista.ru

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты