Графическая база

Автор: Aport Четверг, Январь 29th, 2015 Нет комментариев

Рубрика: Разное

Для занятия дизайном не хватает собственной коллекции изображений и шрифтов? Пора заняться ее основательным пополнением как с помощью своих усилий, так и с привлечением посторонней рабочей силы.

Возможностей пополнить свою графическую базу великое множество: от скупки дисков в ближайшем «софтовом» ларьке, тотального сливания сайтов из Сети до создания собственных коллекций фотографий и рисунков с помощью современных средств фото- и компьютерной техники. Другой вопрос заключается в том, как воспользоваться этими методами наиболее эффективно и не попадая при этом под предусмотренные меры наказания Закона об авторском праве от 9 июля 1993 года в случае работы с чужими проектами. Все по порядку.

ДИСКИ И ИНТЕРНЕТ: PRO ET CONTRA

Несомненно, пойти в магазин и приобрести за сравнительно небольшую сумму русских денег кучу дисков, на каждом из которых есть по несколько сотен рассортированных по темам высококачественных слайдов, быстро и удобно. Это пиратский подход. Кроме того, покупая множество дисков одной тематики, ты рискуешь платить деньги несколько раз за одно и то же, поэтому правильнее будет выбрать двух-трех производителей и собирать постепенно или сразу диски (их может оказаться очень много), входящие в выпускаемые ими коллекции. Для расширения кругозора: наиболее качественные серии выпускают люди, скрывающиеся под вывесками Petrosoft — («ФОТОКЛИПАРТ») и Dynamite SoftGroup (Cliparts). Мы же, как законопослушные граждане, за легальными картинками идем на www.fotobank.ru. Здесь можно приобрести качественные royalty-free (свободные от последующих лицензионных отчислений) изображения. Платишь один раз — используешь где хочешь. Звучит заманчиво, но обходится недешево. Оставим этот достойный способ для серьезных дизайнерских студий и направим взоры к интернету. Где можно найти качественные графические и фотоматериалы? Очень полезно иметь подборку ссылок на ресурсы с регулярно обновляемым содержанием, например, на сайты вольных и не очень фотографов, фотостудий и вообще посвященных в искусство фотографии (www.foto.ru, www.photosight.ru, www.fd-studio.ru и т.д.). В первую очередь старайся собирать качественную графику, поскольку работать с ней проще, удобнее и приятнее, а выжимать последние соки из изображения, которое кто-то «сжимал до потери пульса» долго, глупо и неинтересно, а часто невозможно. Если ты получаешь изображение в формате с недеструктивным сжатием (например, .TIFF с компрессией ZIP или LZW), не стоит жадничать, сжимать его еще больше в .JPEG, теряя при этом качество. Можно запросто столкнуться с ситуацией, когда есть то, что нужно, но использовать именно когда понадобится нельзя, так как этого не позволяют артефакты сжатия. Итак, основа нашего клипарта — это коллекционные диски и интернет. Достаточно регулярно пополняемая, структурированная и высококачественная база. Казалось бы, все хорошо, есть куча материалов, садись да воплощай в жизнь свои концептуальные дизайнерские идеи, но не тут-то было. Как раз здесь и можно попасть под действие уже упоминавшегося Закона об авторском праве и смежных правах. Что мы можем предпринять в сложившейся ситуации? Все зависит лишь от уровня совестливости, законопослушности, честолюбия и профессионализма. Вывод: преимущество дисков в возможности быстро заполучить много графики, а достоин- ство Интернета в возможности выбрать то, чего нет в коллекции и соответствует профессиональным предпочтениям. Объединяет их недостаток — противозаконность использования добытых материалов и разная степень неоригинальности работы. Естественно, это не касается картинок, которые получены легальным путем.

РАСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО: КАРАНДАШНЫЙ РИСУНОК, ПЛАНШЕТ, ФОТОКАМЕРА

Рано или поздно дизайнер столкнется с тем, что в запасниках картинок нет подходящего изображения. Невелика беда: то, чего у нас нет, мы можем: а) сфотографировать и б) нарисовать. О фотографии свое веское слово я скажу чуть позже, а пока обратимся к рисованию. Заказчик может прийти и запросто попросить: .Я хочу, чтобы здесь был РИСУНОК.. Варианты развития событий следующие: 1. Делаем карандашный эскиз, наносим обводку, убираем с него весь физический мусор, сканируем (желательно все же на хорошем сканере и с высоким разрешением — не меньше 300 pix) и начинаем всячески изгаляться над ним (раскрашивать, обрабатывать фильтрами, трассировать и т.д.) в выбранном графическом редакторе (Adobe Photoshop, Corel, Adobe Illustrator и т.д.) Например, на www.drawmanga.ru/tutors-processing.shtm лежит много каче- ственных уроков, посвященных обработке изображения от первого до последнего этапа в Photoshop. Да, там уроки по рисованию манги, которая нравится не всем, но для нас важным должно быть не что, а КАК делать.
2. Рисуем мышкой то, что нам нужно, в графическом редакторе. Есть отчаянные люди, которые так и работают. Но я скажу тебе прямо — это путь настоящего маньяка, а не настоящего дизайнера, потому этот пункт пропускаем и идем дальше (желающим освоить этот нелегкий творческий путь — статья .Ода рисованию. этого номера).
3. Тратим сотню единиц американской валюты на покупку планшета. Для начала можно приобрести дешевенький и в плане денег, и в плане качества продукт от Genius, но, как правило, начинающим советуют покупать столь же недорогой, (уже только в финансовом отношении — в районе $100-150) планшет от Wacom, например, Wacom Graphire3 A6. По своим характеристикам этот девайс максимально соответствует требованиям, которые предъявляют большинство пользователей. Это, наверное, оптимальное соотношение цена-качество. Недостатком можно назвать лишь отсутствие возможности различать угол штриха пера, но для начинающих это не смертельно. Более новая и дорогая модель Intuos, кстати, умеет определять данный параметр. Со временем, если ты с ним подружишься и дела пойдут в гору как в творческом, так и в коммерческом планах, можно будет стать счастливым обладателем и чего-то помощнее и помассивнее. В любом случае прежде всего следует ознакомиться с описанием рассмотренных устройств на сайтах производителей, а также ознакомиться с тем, что пишут профессионалы, — например, почитать обзоры от талантливейшего, на мой взгляд, художника Анри (www.anry.ru/rus/articles/articles.htm). Там же, кстати, можно найти несколько статей и FAQ по компьютерной графике как таковой. Я понимаю, что перечисленные ва- рианты скорее подойдут для тех, кто от природы умеет водить по бумаге какой-нибудь штукой, чтобы получился рисунок. Некоторые, правда, умудряются развивать в себе таланты с нуля. Мы верим, что ты принадлежишь если не к первым, то уж точно ко вторым. Если даже Боги не вложили в твои руки достаточного умения рисовать, может быть, они подготовили тебя к чему-то более автоматическому? На осуществление этого замысла, правда, придется потратить порядка $500-1000, но оно того стоит. Приобретение цифровой фотокамеры с хорошей оптикой и мощной вспышкой открывает поистине безграничные возможности. Ее владельцу больше не придется метаться в поисках нужной фотографии, так как можно будет сделать все самостоятельно. О том, как и где выбирать фотокамеру и как ею пользоваться, лучше меня расскажут специализированные журналы (.Лучшие цифровые камеры., DigitallPhoto, «ФотоДело» и пр.) и сайты (www.photoweb.ru, www.afanas.ru/video/photo.htm и т.д.).

TEMPLATES: ОТ ЭЛЕМЕНТА ДО КОММЕРЧЕСКОГО ШАБЛОНА

Часто возникают ситуации, в которых заказчик не принимает предложенные идеи и исполнителю заказа требуется придумать что-то принципиально новое. Не надо спешить отправлять свой труд в корзину: лучше завести папку с набросками и складывать туда все невостребованное. Настанет время, и ты еще покопаешься в ней :) . Заведи себе правило, чтобы если на тебя внезапно нахлынул креативный порыв (бывает такое) и в голову пришла хорошая идея, которую в данный момент нет времени и возможности реализовать, находить пятнадцать минут, делать грубый набросок и класть полученное в ту же папочку. Не ленись сохранять понравившиеся картинки, ссылки на сайты — это поможет развить вкус и чувство стиля. К тому же просмотр этой папки при отсутствии вдохновения поможет вывести твою Музу из спячки и вернуть ее к исполнению прямых обязанностей. При особо тяжелом творческом кризисе можно вполне законно использовать и чужие наработки. Наверное, все встречали в Сети ресурсы с коллекциями так называемых Templates. Можно найти таким образом многое, в том числе работы, выполненные начинающими дизайнерами, которые решили, что уже достигли того уровня, когда по их шаблонам «ламеры» могут смело делать свои собственные сайты. А можно найти и «платники», где за определенную сумму предложат приобрести макет для личного проекта. Есть, правда, «благотворительные организации», которые поделятся с любым желающим совершенно бесплатной цифровой собственностью ранее упомянутых «платников». Только вот срок «жизни» сайтов таких организаций часто равен сроку действия взломанного аккаунта на порно-сайт. Так что, как говорится, дают — бери. А вот что делать дальше с этими шаблонами — решать конечному пользователю. Или он лихо выставит их в качестве своего детища (не забыв сказать об этом в строке Copyright и получив при случае по заслугам, либо по голове, либо по закону), или выпустит на волю свою разгулявшуюся фантазию и превратит шаблончик в истинное произведение искусства, уже смело приписанное своей цифровой кисти. Посмотрим на понятие Templates шире и с точки зрения нашей статьи. Отмечу, что речь будет идти о работе в Photoshop. Рассмотрим, например, создание простейшего, но очень полезного паттерна, который позволяет делать за- ливку с помощью решетки. 1. Создаем новый файл (CTRL+N) 2*2 пикселя, не забыв сразу установить Background Contents (заливка заднего слоя) в режим Transparent (прозрачный).
2. Выбираем черный цвет (Shift+D) и инструмент .Карандаш. (CTRL+B) с размером 1 пиксел. Закрашиваем верхнюю половину слоя и выделяем весь слой (CTRL+A). Идем EditDefine Pattern. В открывшемся окне смотрим на получившийся паттерн. Можно ввести имя, чтобы потом не запутаться. Готово. Теперь откроем файл с какой-нибудь фотографией. Создаем новый слой. Чтобы заполнить полученное, в его Blending Options отмечаем режим Pattern Overlay и находим только что созданный паттерн. Для заливки выделенного фрагмента слоя используем инструмент Paint Bucket Tool (CTRL+G). Выбираем Fill with Pattern и указываем наше изображение. Заметь, что если бы мы создали паттерн не на прозрачном слое, а на залитом каким-либо цветом (по умолчанию белым), то при его использовании увидели бы лишь черно-белые полосы, а не эффект наложения решетки на изображение. Вот такой пример создания простейшего шаблончика, который тем не менее при разных обработках будет выглядеть совершенно по-разному. С ним можно:
а) поменять цвет с черного на любой нужный;
б) увеличить размер исходного файла, повысив тем самым и частоту решетки, и ее размеры;
в) изменить прозрачность слоя с паттерном.
Цель создания таких вот шаблонов — облегчить себе труд, чтобы не заниматься в дальнейшем рутинной работой и не рисовать их каждый раз. Аналогичным образом можно создавать самые различные кисти (используется EditDefine Brush Preset) и текстуры. Назовем это инструментальным клипартом. Так же выглядит работа и с полноценным шаблоном. Макет, нарисованный, например, в Photoshop, сохраняется в формате psd (без склеивания слоев), а затем при непосредственной работе и его адаптации к конкретному заказу изменяются шрифты, цветовые схемы, добавляются и удаляются графические объекты. Выкладывать шаблоны принято в виде скринов, сохраненных со средненьким качеством, — ты же не хочешь, чтобы другой читатель Спеца с ходу воспользовался твоей работой?

ШРИФТЫ

Как известно, человек, использующий в своей работе установленные в системе шрифты, рискует показаться неоригинальным. Следовательно, нужно озаботиться пополнением шрифтовой коллекции. Есть несколько путей получения шрифтов. Первый — зайти в интернет и скачать все, что дают. Хорошая идея, но качественный шрифт вряд ли дадут скачать бесплатно: Сеть наводнена дилетантскими поделками и откровенным отстоем. Сайтов, где можно на халяву скачать горяченьких буковок, немного. Большинство бесплатных шрифтов в Сети из-за своего буржуазного происхождения вообще не имеют кирилли- ческих символов. Поборников великого и могучего пошлем на сайт проекта «Веди» (www.prodtp.ru), самого известного русскоязычного шрифтового склада: к сожалению, большинство шрифтов довольно низкого качества, но встречаются и весьма недурные экземпляры, в основном представляющие собой «русифицированные» буржуйские. Другой способ — отправиться к ближайшему ларьку с пиратскими CD и приобрести за символическую сумму диск, на обложке которого написано что-то вроде «10000 модных шрифтов». Это самое дешевое и лучшим образом избавляющее от головной боли решение, за исключением одной детали — покупая такие диски ты, вопервых, нарушаешь закон, а во вторых — лишаешь заработка разработчиков шрифтов. Недостаток такого способа также и в том, что большинство таких дисков содержат, мягко говоря, несвежие шрифты, выпущенные до середины 90-х годов (самая ходовая — коллекция Paratype.а примерно середины 90-х). Возможно, призыв покупать легальные шрифты звучит банально, но у этого способа пополнения коллекции есть очень серьезный плюс: возможность получить действительно модную и актуальную вещь за относительно не- большие деньги. Если у тебя завалялись лишние 20-40 бакинских, дуй на сайт «Паратайпа» (paratype.ru) или на мой любимый «Леттерхэд» (letterhead.ru) и выкладывай кровные за красивые буковки. Все это очень хорошо, но в любом случае обойдется в какую-нибудь копеечку, будь то оплата счетов за интернет, сотка за диск из ларька или из студии — цифровой словокузницы. Скажу по секрету: хороший шрифт можно получить бесплатно, а именно — сделать его самостоятельно, что требует определенного уровня знаний, кропотливого труда. Зато не будет мучительно больно за бесцельно потраченные усилия. Профессиональный художник шрифта может делать одну гарнитуру несколько месяцев (а может быть и лет). И не потому, что он делает это в перерывах между пивом и гамбургерами, а потому, что это довольно ответственное занятие. Но нам-то шрифт нужен не для того, чтобы набирать им «Войну и мир», а для того, чтобы сделать крутую визитку, оформить сайт и удовлетворить прочие мелкие надобности. Поэтому смело идем на fontlab.com и качаем лучшую программу для разработки шрифтов — Fontlab. Вместе с демо-версией идут два исходника, которые помогут овладеть основными функциями программы за какие-нибудь пару часов. А уже через пару дней ты сможешь хвастать перед приятелями эксклюзивным шрифтом. И кто знает, может быть спустя какое-то время именно за этот шрифт люди будут платить денежки в онлайн-магазинах :) . Как бы то ни было, занимаясь дизайном ты обязательно столкнешься с ситуацией, когда количество накопленных шрифтов заставит задуматься об их систематизации. Для этих целей предназначены специальные программы — менеджеры шрифтов, с помощью которых можно собирать имеющиеся шрифты в коллекции, группировать их по типам (декоративные, моноширинные и т.п.) и, самое главное, — в нужный момент активировать и дезактивировать коллекции и отдельные шрифты. К чему такие сложности? Кроме логичной организации шрифтовой помойки дизайнер получает возможность экономно использовать ресурсы своего компьютера: все установленные шрифты кешируются и по мере увеличения количества инсталлированных в систему шрифтов усиливают тормоза в системе. Лучше не устанавливать более двух-трех сотен шрифтов, а использовать Font-manager. Одна из лучших программ этого класса — Extensis Suitcase, также неплох Adobe Typemanager. Встречаются даже простые и бесплатные, но вместе с тем обладающие достаточной функциональностью менеджеры, как, например, встроенный в MacOS X Fontbook или Bitstream Font Navigator, поставляемый с Windows-версией пакета Corel Draw. Тем же, кто по какимто причинам не желает использовать эти достижения программерской мысли, можно посоветовать просто следить за количеством установленных в системе шрифтов. Организовать их можно просто раскладывая по папочкам, смотреть которые рекомендуется при помощи программы ThumbsPlus, которая для наглядности вместо стандартных иконок показывает Thumbnail каждого шрифта. Благодаря этой функции становится необязательным открывать каждый файл в поисках нужного шрифта: все представлено наглядно и удобно — у каждого файла есть контекстное меню, из которого (кроме прочего) можно тут же установить понравившийся шрифт.

УСПЕХ В ЕДИНСТВЕ РАЗНООБРАЗИЙ

Подводя итог сказанному, можно сделать такой вывод: путей много. Какой (или какие) из них выбрать, решать тебе. Могу сказать лишь одно. Уважай труд других людей, если хочешь, чтобы они уважали твой. Если уж взялся за дизайн, в котором используешь чьи-то работы, так сделай так, чтобы не было стыдно показать его общественности и уж тем более пытаться продать (ну и чтоб еще не посадили или не оштрафовали за такое дело). Грань между творческим заимствованием и плагиатом очень тонкая и призрачная, поэтому следуй принципу «Копия лучше оригинала». Подводя итог всему вышесказанному, получаем следующее: начни с малого и простого (но не злоупотребляй и подходи к вопросу творчески), со временем расширяй свои навыки, знания и финансовые возможности, переходи к более сложному и оригинальному. Не ленись систематизировать поступающую к тебе информацию. Потраченные сейчас пара минут смогут помочь сэкономить несколько часов поиска нужного файла в той свалке, в которую в противном случае может превратиться вся база. У каждого, конечно, свои взгляды на то, по каким критериям нужно сортировать файлы, но главное, чтобы в них была четкая и понятная тебе самому система. Можно даже пустить в ход твой программерский талант и изготовить какую-нибудь простенькую СУБД для хранения всей этой груды информации. Очень полезно периодически исследовать коллекцию на предмет дубликатов файлов. Для этого можно воспользоваться хорошо известной ACDSee, но если не боишься использовать непопулярные (это вовсе не значит, что плохие) решения, то я рекомендую программу Extensis Portfolio, которая как раз и заточена под нужды дизайнеров, а не сексуально озабоченных подростков :) . И не забывай держать руку на пульсе моды: включай в свою базу те материалы, которые на данный момент популярны. Мысли концептуально и широко, и, возможно, в один прекрасный день представители редакции журнала, попивая Мартини на какихнибудь островах (будем надеяться, не на Соловецких), со слезами умиления на глазах будут узнавать из massmedia о твоих дизайнерских успехах.

 

Источник: yapro.ru

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты