Рождение шедевра

Автор: Aport Суббота, Январь 31st, 2015 Нет комментариев

Рубрика: Дизайн

ЧТО ТАКОЕ ДИЗАЙН
Веб-дизайн — понятие популярное. Можно даже сказать современное. Раньше оно ограничивалось созданием так называемых хомяков — домашних страничек, которые многие провайдеры давали в нагрузку с коммутируемым доступом в интернет. Своего рода бонус. Теперь это понятие намного расширилось. Хомяк как понятие ушел из профессионального сленга (если даже не умер совсем), а технологии, применимые к веб-дизайну, поднялись на новый, более высокий уровень развития. Дизайн в отличие от изобразительных искусств — прикладная дисциплина и, помимо красоты, должен учитывать задачи, которые ставят не те люди, которые делают красоту, а те, которые за нее платят. Другими словами, веб-сайт — некий компьютерный интерфейс, который по мере возможностей нужно сделать непротивным. Смотришь ты в монитор, а там в отличие, например, от кино, на картинке сильно ограничено полезное пространство. Ограничены не только размеры, но и динамика, количество элементов, палитра и т.п. Это причина главного разочарования людей, ожидающих от сайта чего-то невероятного. Таким образом, задача веб-дизайнера состоит в том, чтобы хорошо сделать свою работу, соблюдая установленные рамки, которые в последнее время становятся все более узкими: появилась анимация, навигация по сайтам становится все более навороченной, а масла в этот огонь иногда подливают и трехмерные объекты. Все сайты можно поделить на коммерческие и некоммерческие. Это деление достаточно принципиальное, так как от цели мероприятия зависят и подходы к созданию дизайна. Большинство примеров инновационного дизайна обычно относятся к некоммерческим проектам. Их задача в основном состоит в том, чтобы «размять мускулы» дизайнеров и программистов. Некоммерческие проекты — своеобразная возможность обкатать новые задумки. В них можно ошибаться, времени на работу дается немало, заказчик больше, чем обычно, доверяет дизайнеру и команде, которая разрабатывает сайт. Есть право на ошибку, и можно сделать лишний шаг влево — шаг вправо. В коммерческом дизайне, как правило, нужно действовать более точно и права на ошибку не предоставляется. Некоммерческий проект — разминка для дизайнера, который не любит делать одно и то же, который не успокоился и не остановился в своем развитии. Но устраивается она для того, чтобы обеспечить прецедент для будущих прекрасных коммерческих работ». Веб-дизайн в индустриальном понятии — некая совокупность действий совершенно разных людей: художника, аниматора, программиста, продектменеджера, самого клиента, а также всех окружающих людей, которые могут дать полезные советы. В результате получается продукт, который и называют веб-дизайном. Другими словами, веб-дизайн — это техническое воплощение представлений самых разных людей о том, как должен выглядеть конкретный продукт. Для человека, который потом смотрит на результат такого труда, элементы сайта (шрифты, картинки, компоновка и т.д.) являются элементами дизайна. Как в интерьере высота потолков является элементом дизайна (интерьерного), так и в проектировании унитазов — ручка на сливном бачке. Сложно определить то, где начинается и где кончается дизайн. На самом деле он начинается гораздо раньше — при выборе дизайн-концепции.

ЛУЧШЕЕ — ВРАГ ХОРОШЕГО?

Хороший коммерческий дизайн — прежде всего тот, который не мешает подаче информации. А дальше все зависит от целей, которые ставит клиент. Если ему все равно, как оно будет, тогда все равно, где и как делать. Если нужен пафос — это к сам знаешь кому, если нужен дизайн-прыжок выше стандартной планки — его выбор на стороне дизайн-студий вроде нашей студии. Милиневский Сергей, главный администратор сайта «Сайтостроитель»: «Наше конкурентное преимущество заключается в том, что мы постоянно предлагаем клиенту действительно новаторские и нестандартные решения. Все старые клиенты об этом прекрасно знают, а для новых это становится определяющим фактором выбора дизайн-студии.» Не стоит забывать о том, что дизайн — это как раз то, чем дизайн-студия торгует. Соответственно, чем выше его качество, тем привлекательнее контора. Более того, обычно дизайн-студия печется о дизайне больше, чем сам клиент, так как это позволяет студии не только выполнить заказ, но и сделать некий задел для привлечения новых покупателей. К тому же дизайнеры не могут делать только так называемое молотилово (когда сайт состоит из 800 страниц примерно с одним и тем же содержанием и оформлением). Поэтому делать качественно и разнообразно не только выгодно, но и интересно. Плюс коэффициент заинтересованности дизайнера растет. Милиневский Сергей, главный администратор «Сайтостроитель»: «Если говорить о нашем подходе, то мы стараемся найти не только золотую середину, но и даже немного завысить эстетические характеристики нашего продукта. Даже несколько больше, чем это нужно самому клиенту. Если мы говорим о создании шаблона страницы, то значительное место отводится под нефункциональные вещи, которые не помешали бы работе сайта. К примеру, на www.dago.ru ровно половина рабочего экрана отведена под рекламный «плакат». В самом начале при возможности показывается заставка, потому что движущиеся объекты, конечно, гораздо круче воздействуют на человека, чем статичные. Но это далеко не всегда является необходимым».

ПРОЦЕСС КАК ОН ЕСТЬ

Все начинается с некого посыла от клиента: он показывает примеры, которые как-то отражают то, что он хочет видеть, что хочет получить в результате. Работа над сайтом начинается с создания дизайн-концепции. Опять же аналогия. При проектировании интерьера сначала предлагают концепцию, например, желтые стены и маленькие стульчики. Рисуют эскиз и только после его одобрения красят стены и делают стульчики. В веб-дизайне точно так же. А конкретное решение принимают уже внутри компании (студии). Существующие рамки, конечно, усложняют работу, так как много времени и сил уходит на объяснение клиенту невозможности некоторых вещей. Если бумага все стерпит, то в вебе проблематично реализовать многое. Часто клиенты, не разобравшись что к чему, выражают пожелания о «побольше и получше». Со временем (с развитием технологий), возможно, границы между мультимедиа и вебдизайном станут менее ощутимыми, но пока технические условия и ограничения очень важны, особенно для коммерческих продуктов. По поводу процесса — у каждой компании свой подход к нему. Кто-то старается придерживаться неформального общения и подхода к клиентам, что возможно только с теми, кто приходит, изначально доверяя студии и ее специалистам. С подавляющим числом клиентов приходится играть по формальным правилам игры, так как они привыкли работать по накатанной схеме, которая предполагает массу формальностей и комментариев. А дальше, когда дизайн-концепция будет утверждена и будет внесена предоплата, запускается собственно «конвейер», на котором работают совершенно разные специалисты, хорошо делающие определенную работу. Разбиение позволяет ускорить процесс и существенно повысить качество результата. Милиневский Сергей: «У нас типичное разбиение по проектам. Есть продюсер, которой работает с постановкой задачи. Продюсер под каждый заказ формирует проектную группу, которая создает дизайн-концепцию и обдумывает, в каком стиле все будет нарисовано. Дизайнеры подготавливают драфт для утверждения. Если нужно, добавляется анимация. Если все утвердили, то графика оптимизируется, подготавливаются шаблоны страниц, формируется полная картинка и все передается в технический отдел. Там режут, программируют и делают готовый сайт.» В принципе, на примере готового сайта даже неопытный глаз заметит, что работу над проектом можно разделить на некие области. Есть дизайн с компоновкой элементов на странице, подбором цветов и т.п. Есть работа иллюстратора, который по заданным и утвержденным эскизам подготавливает громадное количество объектов. В данном случае иллюстрирование происходит непосредственно во Flash. Иллюстратор работает над сложными объектами и персонажами — нужно вырисовать ножки, ручки, повороты, развороты, мимику и т.п. При этом идея о том, что рисовать, в каком-то смысле общая: что-то приходит от заказчика, что-то от исполнителя. Позже с объектами работает Flash-аниматор, который делает анимацию более оптимизированной. А потом и программист.» Продюсер осуществляет коммуникации по проекту и определяет, какой специалист какую задачу выполнит лучше. Он контактирует с аутсорсерами, так как далеко не все делается своими силами (музыканты, копирайтеры и др.). Он координирует все работы, а также ставит задачу людям, которые работают внутри компании. Он же отвечает за их результат перед клиентом. Арт-директор отвечает за качество графики, то есть за эстетические качества получаемого продукта. Большая часть проектной группы — дизайнеры, но они тоже бывают разные. Кто-то лучше других разбирается во Flash-программировании, кто-то чисто иллюстратор, кто-то хорошо делает статичные шаблоны — каждому свое. Один рисует, другой разрезает на кусочки, программисты и верстальщики потом это собирают. Благодаря этому разбиению процесс оптимизируется. А отправная точка — техническое задание от клиента. Из него все должны понять, к чему стремиться и что делать.

УТРОМ ДЕНЬГИ — ВЕЧЕРОМ СТУЛЬЯ

Проблема любого веб-дизайнера или дизайн-студии — желание клиента заранее узнать, что он получит в итоге за свои деньги, а что невозможно в принципе. Для этой цели существуют портфолио — примеры выполненных работ, по которым клиент сможет судить о качестве дизайна (но не о том, что получит именно он). Портфолио может помочь составить мнение только о качестве и потенциале данной студии. Логика каждого клиента такова, что все хотят перед заказом посмотреть, как мы рисуем. Для этого есть тысяча и один пример того, как рисуем именно мы во всех наших ипостасях. А что нарисуют этому заказчику, он узнает только внеся предоплату. Друга проблема — когда клиент чуть ли не учит, как именно надо рисовать и делать. Придирается к мелочам и только затягивает проект, меняя свои же решения вместо того, чтобы дать все на откуп профессионалам, которым за это сам же заплатил. Такие люди любят порисовать за собственные деньги. Они могут бесконечно выдавать комментарии, двигая тот или иной элемент на пару пикселей то вправо, то влево. В них просыпается жажда творчества. Видимо, нереализованные задатки художника или дизайнера :) . Они фантазируют и фонтанируют! Настолько сильно заражаются от нас духом творчества :) . В принципе, это неплохо. Но, с другой стороны, работать с такими людьми непросто. Это вредно в первую очередь для процесса, поэтому мы стараемся объяснить, что наш продукт — это наше видение. И если заказчик приходит и рисует — это невыгодно. Может получиться элементарно плохо. А мы не хотим и не любим делать плохо. Нужно сказать, что такой заказчик как класс уже в принципе вымирает, потому что культура интернета поднялась на новую ступень развития. Заказчик уже в основном приходит ознакомившись заранее с портфолио и составив представление о нашем уровне. Он, как правило, соглашается с этим уровнем и по большому счету доверяет нам изначально.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ИДЕИ

Как банально это бы ни звучало, идеи берутся из головы :) . На самом деле, всему воля случая, так как конечный результат предсказать никогда нельзя. Для чистоты эксперимента мы выбрали методом тыка определенную ситуацию заказа, а сотрудников Сайтостроителя попросили сгенерировать креативные идеи. Вот что из этого вышло. За пять минут надо было придумать три варианта сайта компании, которая занимается, к примеру, продажей рыбы. То есть приходит заказчик и говорит, что, мол, я — один из крупнейших рыботорговцев в Москве, мне нравятся работы студии и нравятся такие-то сайты. Нам нужен сайт с задумкой, как было у вас вот там и там, чтобы был не просто рыбный портал и электронный рыбооборот, а сайт «в виде чего-то». Можно предложить сайт, на котором все выглядело бы «глазами рыбы», которая лежит на сковородке :) . То есть покажем мир глазами рыбы. С одной стороны, это, конечно, оригинально, необычно. С другой стороны, это же глаза рыбы на сковородке. Она, возможно, нервничает и ей неприятно, поэтому эти негативные эмоции могут передаться посетителю сайта. Это тоже надо учитывать. Гораздо привлекательнее вариант рыбы в море или в сети (рыболовной). Это к тому же символично, так как сайт тоже в Сети. Можно сделать весь сайт в виде рыбы, у которой хвост — контакты, голова — о компании, плавник — партнеры и т.п. Но такая идея уже где-то была, так что на креативном собрании она отметается в самом начале. Или предложить вспомнить прекрасную ностальгическую тематику конца 70-х, книжки про далекую страну Гренландию. Суровые мужчины-рыбаки, соответствующая стилистика, море и т.п. При этом имеет смысл привлечь к работе иллюстраторов, чтобы специально для этой работы нарисовали авторские гравюры. На иллюстрациях а-ля Гренландия — китобойни, необычные и огромные рыбы, ихтиандры и т.п. Можно поиграться с сочетанием гравюрных рыб и фотографической средой — в виде коллажей. Другая идея — свежесть. То есть сыграть на свежести, так как рыба и свежесть — два сложносовместимые понятия. Когда мы говорим о рыбе, то думаем о чем угодно: о неприятном запахе, о рынках, о тухлой рыбе. Поэтому дизайн должен быть чистым, воздушным. Стоит подумать о небе. К примеру, рыба в небе — отличный образ, почти романтический. Летающая рыба! То есть рыба в нерыбной среде. И тут время вышло. Очевидно, что в ходе подобных рассуждений и рождается драфт, который удовлетворит заказчика. Обязанность арт-директора — отследить не столько качество конечного результата (он априори хороший, так как рисуют профессионалы), а обеспечить соответствие конечного результат той идее, которая и была в самом начале предложена заказчику. А испортить идею на корню можно чем угодно, даже неправильным шрифтом.

P.S. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ХОРОШИЙ ДИЗАЙН?

Если ты не знал, хороший дизайн — это дизайн, который имеет успех на рынке. Веб-дизайн — это чистой воды рыночный продукт, то есть то, что покупают. А если говорить о хорошем дизайнере, то сразу на ум приходит поговорка о том, что «у обычного/стандартного/рядового дизайнера три приема, а у хорошего дизайнера таких приемов 300″. Хороший дизайнер может более гибко и более свободно комбинировать приемы, добиваясь необходимого результата. Плюс талант, чувство вкуса и самое главное — аккуратность. Если дизайнер делает что-то неаккуратно, то рано или поздно это погубит его талант или будет мешать его раскрытию.

 

Источник: yapro.ru

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты