Мониторы: 15, 17, 21

Автор: manager Суббота, Март 29th, 2008 Нет комментариев

Рубрика: Hardware

Всем привет, глубокоуважаемые любители современных, ультра-современных и супер-современных технологий.
Скажите, кто любит выбирать мониторы? Нет таких… А пользоваться? У, e-e-e! Что, все сразу? А, ну да, понятно. Тогда будем пользоваться. Но, только сначала все равно выбирать придется. Потому сейчас этим и займемся. Будем смотреть на них и так, и эдак. Если надо, то и сзади поглядим, и снизу подползем, и кожух снимем, но это вряд ли понадобится. На него же смотреть придется в ближайшие годы, согласны? Тогда начинаем! (барабанная дробь, свет гаснет, занавес открывается — прим. ред.).
ЭЛТ aka CRT

Технология производства большинства мониторов, которые мы с вами видим на рабочих столах (по крайней мере, сегодня) базируется на электронно-лучевой трубке, сокращенно ЭЛТ. В английском ее называют CRT, то есть Cathode Ray Tube, что в буквальном переводе значит «катодно-лучевая трубка». И хотя в «нашем» названии ничего не говорится о катодах, а в «их» названии нет ничего об электронах, это — одно и тоже устройство.
В узкой части экрана (задней части монитора) расположена электронно-лучевая пушка. Она выпускает электроны в виде луча, как бы выстреливая их. Электроны проникают сквозь металлическую теневую маску, щелевую маску или апертурную решетку и попадают на внутреннюю поверхность передней панели, которую мы видим. Передняя стенка монитора покрыта изнутри точками или полосками люминофора, каждая из которых имеет один из трех основных цветов (красный, зеленый или синий).

Электронный луч возбуждает их, и они начинают светиться. Точки светятся по-разному, и поэтому из них можно составлять мозаичное изображение, где размер одного элемента чрезвычайно мал. Это и есть изображение на мониторе.

Точки с тремя основными цветами, о которых говорилось выше, пересекаются в глазу человека. Возбуждая тем или иным образом точку, можно достигать разной интенсивности ее свечения. Если рядом расположить красную, зеленую и синюю точку, то получается, что можно, заставляя светиться их с разной интенсивностью, получать любой цвет. Как художник смешивает краски для получения нужного цвета, так смешиваются и основные цвета.
Теневая маска, щелевая маска или апертурная решетка?
Если вы решили покупать монитор с электронно-лучевой трубкой, то следует задуматься о том, какой кинескоп лучше: тот, в котором используется теневая маска, щелевая маска или апертурная решетка?
Все три технологии предназначены для того, чтобы изображение было более четким. Все три защищают элементы люминофора, расположенные на передней стенке электронно-лучевой трубки, от попадания на них луча, им не предназначенного. Допустим, луч должен попасть на конкретный красный элемент. Дабы он не задел синий, его пропускают через одну из трех вышеназванных конструкций, расположенных прямо перед самым слоем люминофора.
Название «теневая маска» — прямая калька с английского (shadow mask).
Это — самая распространенная из трех технологий. Она применяется в большинстве существующих мониторов с электронно-лучевыми трубками. Суть ее состоит в том, что лист из специального металлического сплава, который и именуется теневой маской, покрыт мелкими круглыми отверстиями. Через такое отверстие проходит пучок электронов, который попадает на определенную точку поверхности. Этим и определяется высокая точность попадания.
Щелевая маска представляет собой дальнейшее развитие технологии теневой маски, и по принципу действия очень близка к ней. По-английски данная технология называется slot mask. В этом случае люминофор располагается на передней стенке трубки не в виде круглых точек, а в виде эллиптических. Ориентированы эти эллипсы вертикально.
Сама щелевая маска отличается от теневой тем, что состоит не из круглых дырок, а из так же вертикально ориентированных прямоугольников. Сквозь эти прямоугольные отверстия, так же, как и через круглые, проходят пучки электронов, которые попадают на эллиптические элементы люминофора.
В случае с апертурной решеткой дело обстоит немного по-другому. Эту технологию изобрела компания Sony. Это вовсе не значит, что только мониторы этой компании бывают с апертурной решеткой. Многие уже наверняка подумали, что подобное удовольствие обойдется слишком дорого, и отказались от мысли о покупке такого устройства. К счастью для тех, кто не обладает достаточным количеством денег для покупки техники Sony, на базе кинескопов Sony Trinitron производят дисплеи и различные дочерние фирмы корпорации.
Зачастую такие мониторы являются совсем недорогим решением, тогда как, в случае покупки устройства, собранного самой Sony, существенные деньги будут взяты с покупателя просто за имя. Кроме того, в последнее время апертурная решетка стала применяться и в кинескопах других фирм. На экран нанесены не отдельные точки люминофора круглой или эллипсовидной формы, а вертикальные полосы (красного, зеленого и синего цветов), состоящие из определенных участков.
На самой решетке тоже нанесены сквозные полосы. Апертурная решетка поддерживается одной или несколькими тончайшими проволоками. Например, в мониторах с диагональю 15» такая проволока — одна. А если диагональ 17», то их уже две. Количество увеличивается вместе с размером монитора. Проволока оставляет на экране тончайшую тень в виде горизонтальной полосы. Кому-то она крайне не нравится и раздражает, а кто-то оценит само качество изображения и даже не попытается приглядеться к этой почти невидимой полосе, пересекающей экран.
Кстати, от того, какая маска/решетка применяется в мониторе, зависит и то, как будет измеряться плотность точек. Шаг в мониторе с апертурной решеткой определяется иначе, нежели в мониторе с теневой или щелевой маской. Нельзя сравнивать мониторы с такими разными технологиями, просто глядя на цифры.
Определимся с задачами
Чтобы знать, какие параметры должны быть у вашего будущего монитора, вам следует определиться с задачами, выполнение которых он должен будет обеспечивать большую часть времени.
Мониторы с ЭЛТ с диагональю 14» рассматривать не будем, поскольку это просто анахронизм. Вообще, они еще существуют в природе, но только для очень узкого спектра задач. Если вы собираетесь купить монитор с диагональю 14», то о выборе чего-то еще говорить бесполезно. Так что перейдем лучше к мониторам с более высокими характеристиками.
Для основной массы деловых приложений не требуется чего-то особого. Для работы с Microsoft Word или любой другой офисной программой будет достаточно диагонали от 15» до 19». Зачем там много? 19» — это действительно немало, но обычно при работе с электронной таблицей или иным приложением с подобным внешним видом и организацией можно наблюдать больше ячеек при большей диагонали. Минимальная частота кадровой развертки должна составлять не менее 75 Гц при разрешении 800 х 600.
Это касается только самых дешевых моделей — из тех, что с диагональю 15». Должно присутствовать хотя бы элементарное антибликовое покрытие. Также обязательно наличие одного из сертификатов безопасности, о которых пойдет речь ниже.
В мониторах, используемых дома, диагональ может быть и меньше, а вот разрешение должно быть больше. При разрешении 1024 х 768 частота обновления экрана должна составлять 85 Гц. Эта цифра, конечно, не обязательна, но очень рекомендуется. Так же, как и в случае с офисным использованием, должно быть хотя бы элементарное антибликовое покрытие. Ну, и наличие сертификатов безопасности тоже обязательно. На сегодняшний день монитор, который не может получить ни одного сертификата, вещь, конечно, оригинальная, но просто неприемлемая для нормальной работы.
К дисплеям, которые предполагается использовать для работы с графикой высокой четкости (художественные задачи, трехмерное моделирование, обработка изображений, верстка и т. д.), требования предъявляются несколько иные. Подобный аппарат должен обладать диагональю от 17» до 21» (у кого есть возможность купить больше, можно и больше).
Это ведь не для того, чтобы в Quake играть (наш верстальщик недавно чуть шею не вывихнул, когда играл в Quake — а как вы думаете, легко ли уследить за всем, что делается на экране, если у тебя монитор с диагональю 22 дюйма? — прим. ред.), а для задач более требовательных, и тут уж четкого предела нет. Есть желание обзавестись монитором с диагональю 24»? Обзаводитесь! Рекомендуемое разрешение и частота развертки: 1280 х 1024 @100 Гц.
Есть возможность приобрести еще больше? Правильно, здесь ограничения неуместны. При работе с высококачественной графикой многие дизайнеры предпочитают мониторы с апертурной решеткой, так как они дают очень высокую контрастность и четкость изображения. И не стоит забывать об уже дважды упомянутых сертификатах. Они нужны всем, независимо от задачи, поскольку речь идет о здоровье, которое, сами знаете, бесценно.
Кристаллы на службе у изображения.
Мониторы, основанные на жидкокристаллических дисплеях (ЖКД), или по-английски Liquid Crystal Displays (LCD), имеют принципиально иное строение, нежели мониторы на основе ЭЛТ.
Представьте себе обычные электронные часы с цифрами или экран карманного тетриса. Это тоже ЖКД, но очень простой, по сравнению с тем, что находится в мониторе. Порции жидких кристаллов, замкнутых между двумя подложками, под действием тока могут пропускать или не пропускать свет. В них погружены электроды, на которые по мере надобности подается этот самый ток. Так все и работает.

В таком мониторе используется не аналоговое, как в обычных телевизорах и большинстве ЭЛТ-мониторов, а цифровое определение того, какие точки какого цвета должны быть, чтобы контролирующее оборудование »знало», куда подавать ток. Для этого аналоговый сигнал из видеокарты (как правило, он именно аналоговый) обрабатывается специальным образом, и получается растр, представляющий собой изображение на экране.
Что интересно: сначала растр превращается видеокартой в аналоговый видеосигнал, а потом сигнал, в свою очередь, превращается внутренними устройствами монитора снова в растр. При применении полностью цифровой передачи данных — без использования этих преобразований — качество картинки заметно улучшается, но для этого вам понадобится LCD-монитор со специальным входом, а также видеокарта с цифровым выходом.

Благодаря тому, что точкой является порция жидкого кристалла, эта технология по четкости изображения обходит все другие, даже апертурную решетку. Ведь теневая маска, щелевая маска и апертурная решетка созданы для отсеивания из луча электронов, которые задевают другие точки/полосы. Все они делают это с разным успехом, но отнюдь не идеальны. В случае же с ЖКД у нас просто нет проблемы излучения чего-либо с поверхности дисплея, а, значит, нет проблемы »задевания » других точек лучом, поскольку луча просто не существует.

У мониторов с ЖКД множество достоинств. Например, человек, работая с ними, менее болезненно воспринимает недостаточность частоты развертки, чем при работе с ЭЛТ. Обновление экрана с частотой 60 Гц на ЖКД воспринимается человеком как 75 Гц на ЭЛТ. Более того, такая проблема, как затухание люминофора, полностью отсутствует на ЖКД.

Многие, наверное, слышали о размытости и нечеткости изображения на мониторах и телевизорах при работе с частотой обновления экрана 100 Гц. Проблемы начинается уже при частоте более 75 Гц, а при 100 Гц недостатки изображения уже отчетливо видны. Из-за затухания возбужденного люминофора небольшая часть света предыдущего кадра переносится в следующий; неудобства, вызванные этим, не особенно велики, но, тем не менее, существуют.
А у ЖКД такой проблемы нет, потому что нет люминофора вообще. Другой вопрос, что гораздо больший вред качеству изображения наносит некачественный RAMDAC видеокарты, который на высоких частотах вертикальной развертки просто «мылит» изображение, но это явление выходит за рамки данной статьи.

Еще одной особенностью мониторов на ЖКД является тот факт, что размер шага точки и размер точки — это одна величина. А в ЭЛТ шаг точки (расстояние от центра точки одного из основных цветов до центра ближайшей другой такого же цвета) никак не соотносится с размером самих точек.
Здоровье и безопасность

Оптимальная частота обновления изображения для глаза человека — 110 Гц. Именно при такой частоте человеческий организм полностью перестает фиксировать мерцание. Но, как правило, приходится уживаться и с 85 Гц, и с 75 Гц, что терпимо. А в случае с ЖКД — даже с 60 Гц.

Все, наверное, много раз слышали о стандартах TCO: TCO’92, TCO’95, TCO’99. Это — определенные стандарты безопасности монитора для человека. Требования, предъявляемые стандартами к экранам, довольно широки, в чем мы сейчас и убедимся.

С принятием каждого нового стандарта шведские рабочие все больше стремятся угнетать своих капиталистов-работодателей. Дело в том, что стандарты предлагаются Шведской конфедерацией профсоюзов. Эта страна издавна славится своими практически социалистическими условиями труда, поэтому неудивительно, что большинство стандартов, относящихся к безопасности индивидуума, исходит именно оттуда. Кстати, TCO гораздо жестче, чем наш ГОСТ. Мы, конечно, по веткам уже не прыгаем, но в плане защиты прав человека до Швеции, к сожалению, нам еще далеко.
Возьмем, к примеру, TCO’92. Это, как следует из названия, стандарт 1992 года. Он определяет параметры электромагнитного излучения, дает определенную гарантию противопожарной безопасности, обеспечивает электрическую безопасность (предусматриваются случаи удара током) и определяет параметры энергосбережения.
В 1995 году стандарт существенно расширили и назвали TCO’95. Были введены требования к системным блокам компьютеров и клавиатуре, но нас это сегодня не интересует, поскольку мы обсуждаем мониторы. В отношении них тоже были внесены изменения: появились требования к эргономике.
В TCO’99 требования к мониторам, как и к иной аппаратуре, ужесточили. В частности, стали жестче требования к излучениям, эргономике, энергосбережению, пожаробезопасности. Присутствуют здесь и экологические требования, которые ограничивают присутствие в деталях монитора различных опасных веществ и элементов, например, тяжелых металлов. Это тоже напрямую касается нашего с вами здоровья.
Зачем нам нужен Plug’n'Play?

Сейчас практически все мониторы поддерживают технологию Plug’n'Play. Многие пользователи удивляются, зачем она нужна: ведь монитор — аналоговое (в большинстве своем) устройство? Ответ прост: сделано это только для того, чтобы облегчить настройку видеокарты на работу с конкретным монитором, что ранее делалось только вручную в »Панель управления» -> »Экран » -> »Настройка » -> »Дополнительно ». И не более того.
Выбор экземпляра

Теперь перейдем к выбору конкретного экземпляра монитора. Так как производственный процесс мониторов не особенно унифицирован, они всегда разные. В продажу поступают только те, которые соответствуют требованиям производителя, а выясняется это уже после того, как монитор снимут с конвейера. То есть отклонения от идеала не превышают норм, установленных производителем.

Попробуйте попросить продавца «погреть» монитор. То есть, дать ему поработать хотя бы 20 минут (в идеале, конечно, 2 часа, но кто ж на это согласится?). После «прогрева» становятся видны те недостатки, которые невозможно обнаружить в холодном состоянии.
Также следует настроить параметры на тот режим, в котором вам обычно придется работать. Сделать это можно при помощи экранного меню. Не забудьте ни один из параметров — не все ведь ограничивается разрешением. Посмотрите каждый пункт меню, и если вас все устраивает, переходите к следующему — пока настройки не закончатся.
И не забудьте размагнитить теневую маску (щелевую маску или апертурную решетку — это уже зависит от типа электронно-лучевой трубки). У любого современного монитора в экранном меню должна быть специальная функция размагничивания (Degaussing) — воспользуйтесь ею. Если ее нет, значит, должна быть кнопка. Если и кнопки нет, то, похоже, попалась явно устаревшая или неполноценная модель. Подобная возможность существует уже давно и стала стандартом де-факто для любого монитора с электронно-лучевой трубкой.
Попробуйте поработать с этим монитором таким образом, как вы это собираетесь это делать после покупки. Только всматривайтесь внимательнее. Если качество изображения устраивает, посмотрите нижеуказанные рекомендации. Если нет, попробуйте пообщаться с другой моделью.
Теперь надо каким-либо образом заполнить экран чистым белым цветом. Отойдите от него метра на три и посмотрите внимательно. Белый ли он?
Возможно, есть какие-то «оттеночные» пятна, с легкой примесью иного цвета или затемнения? Изображение должно быть равномерным по всей площади экрана. Если это не так, то это уже брак.

Теперь перейдем к сведению. Оно определяет четкость изображения. Лучи должны точно попадать на заданные точки (по крайней мере, в идеале, хотя он и недостижим). Плохое сведение означает, что лучи задевают соседние точки, и изображение смазывается. Это можно проверить, если поочередно вывести на экран вертикальные полосы: черные и белые. На границах полос будет видно, хорошо сведение или барахлит. Чем лучше, тем четче граница. Чем хуже, тем больше она будет смазана.

Проверка на чистоту цвета — дело чисто субъективное. Каждый видит цвета такими, какими он хочет их видеть. Поочередно выведите на монитор много красного цвета (желательно заполнить весь экран), зеленого и синего. Если вы считаете, что это действительно чистый красный, зеленый и синий, то все в порядке. Если нет, смотрите другой монитор.
Следующий тест. Выведите на экран фигуру не основного, а осветленного цвета. Например, светло-красную или светло-зеленую. У нее должны быть четкие края. Фигурой может быть как круг, так и квадрат, параллелепипед, ромб и т. д. Обязательна ее однотонность.

Присмотритесь, не искажается ли цвет ближе к краям фигуры. Возможно, подобный дефект существует, но все должно быть в пределах норм, которые определяет ваше зрение и восприятие.

Естественно, нас также интересует качество антибликового покрытия. Чтобы проверить его, поверните монитор к лампе дневного света или галогенной лампе, и к окну, если таковое имеется. Отражение должно быть четким. В случае с искусственным светом оно должно поменяться на голубоватый, синеватый или слегка фиолетовый — в общем, приблизиться к концу видимого спектра.

Если отражение слишком размытое или, как в случае с лампой, белое, то антибликовое покрытие — некачественное, и будет либо слишком отражать, либо размывать изображение. Кстати, учтите, что за приличное покрытие надо платить приличные деньги.

Еще нужно проверить фокусировку монитора. Сделать это можно, когда на экране находится любой текст. Буквы по бокам экрана должны быть четкими. Если это так, значит, фокусировка у монитора хорошая. Следует учитывать, что фокусировка, как и прочие тестируемые параметры, не может быть идеальной и брак есть всегда. Вопрос только в том, какая степень брака вас устраивает. Возможна ситуация, когда будет казаться, что вопрос в фокусировке монитора, но на самом деле проблема может быть в видеокарте.

Впрочем, лучше проводить тесты при помощи специальных программ, вроде Nokia Monitor Test. Во многих магазинах, которые профессионально занимаются мониторами, наличие Nokia Monitor Test само собой разумеется. Если вы выбираете монитор в таком магазине, его могут протестировать прямо при вас, а вы будете только сравнивать. Однако не везде продажа мониторов ведется так, что покупателю предстоит только наблюдать процесс тестирования. Иногда необходимо самому позаботиться о наличии данной программы, взять ее с собой на дискете и попросить продавца использовать ее.

Программа бесплатная, свободно распространяемая.
Удачи вам в этом нелегком деле.

Источник: http://www.computery.ru/upgrade/

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты