Опережая время

Автор: manager Суббота, Март 29th, 2008 Нет комментариев

Рубрика: Hardware

Сегодня 3D-ускорители все меньше ориентируются на существующие программы, а наоборот, сами определяют, как будут выглядеть 3D-приложения завтра. Впрочем, от этого проблема выбора карты становится только сложнее
Сказать, что графические акселераторы развиваются быстро, — значит ничего не сказать. Трудно себе представить, чтобы жесткий диск или даже процессор с вдвое большей производительностью появлялся каждые полгода, а для графических чипов на сегодняшний день это является нормой. 3D-чипы уже давно по сложности и количеству транзисторов конкурируют с новейшими центральными процессорами, по поводу объемов видеопамяти на современных графических картах часто приходится слышать фразы вроде «у меня-то и ОЗУ в машине в два раза меньше».

Задержка смерти подобна

Действительно, темпы развития отрасли поражают. И чем они выше, тем сильнее конкуренция: даже незначительное промедление с выпуском нового продукта может привести к значительным потерям, а, возможно, и к уходу с рынка замешкавшегося производителя.

К сожалению, такая судьба уже постигла несколько фирм, марки которых не так давно были у всех на устах — вспомним хотя бы Number Nine, Trident, Cirrus Logic… И даже у непобедимой некогда 3dfx, чье имя еще недавно являлось нарицательным для игромана, сейчас имеются серьезные проблемы.
Хорошие финансовые результаты и растущую год от года долю рынка имеет лишь nVidia — компания, основанная всего 7 лет назад. Именно nVidia, будучи новым игроком на рынке, задала отрасли бешеный темп, введя полугодичный цикл разработки новых чипов. И, пожалуй, основным секретом успеха nVidia является то, что этот темп ей удается сохранять, чего не скажешь про остальных производителей.

Кто заказывает музыку

О практической пользе «гонки мегагерцев» между Intel и AMD можно было бы поспорить — в конце концов, всегда найдется задача, для которой и 1, и 2 и даже 10 ГГц центрального процессора будет недостаточно. Но то, что развитие «игровых» 3D-чипсетов подстегивается не требованиями программного обеспечения, проще говоря, не запросами современных игр, бесспорно.

Вернее будет сказать, что современные ускорители сами направляют развитие игровой индустрии. Сейчас уже не разработчики игр выставляют требования к «железу», а сами производители 3D-чипов наперебой предлагают разработчикам игр свои новые технологии, а последние попросту не успевают выпускать игры, использующие новые возможности, предоставляемые акселератором. Непосредственно почувствовать настоящую мощь очередного суперчипа мы можем в технологических демо-программах самих производителей чипсетов, а в реальных приложениях — через полгода-год.

К счастью, разработки графических чипсетов идут одновременно по интенсивному и экстенсивному пути — новые чипы, кроме новых технологий, предлагают и значительно большую производительность для более старых программ.
Для профессиональных приложений, использующих 3D-графику, современным массовым картам похвастаться особо нечем: они оптимизируются для игр. Впрочем, некоторое ускорение при редактировании трехмерных сцен в пакетах, использующих OpenGL, имеется, особенно на картах с чипами nVidia.

Технологии завтрашнего дня

Отрыв технологий от запросов ПО впервые отчетливо обозначился с выпуском чипа nVidia GeForce 256: массовых игр, в полной мере использующих его аппаратный блок обработки геометрии и освещения (GPU), нет до сих пор, а с выпуском чипов с GPU второго поколения и технологией программируемого смешения текстур (так называемых Shaders), к которым относится nVidia GeForce2 GTS и ATI Radeon, ситуация усугубилась.

Дело в том, что поддержка Shaders обеспечивается DirectX 8, которая на сегодняшний день существует только в предварительной версии, а по заявлениям Microsoft, ни GeForce2, ни Radeon в полной мере требованиям DirectX 8 не соответствуют, так что мы рискуем получить очередную реализованную, но невостребованную функцию.
В общем, аналогичная ситуация существует и с чипами 3dfx: пожалуй, единственной используемой возможностью многочиповой архитектуры на основе VSA-100 является бесплатное полноэкранное сглаживание, и то лишь благодаря тому, что для этого не требуется специальная поддержка со стороны игр.

Еще одним следствием чрезвычайно быстрой смены поколений графических чипсетов является все большая однотипность дизайна самих плат, прежде всего на чипах nVidia — производителям просто некогда разрабатывать что-то свое, и они используют эталонный дизайн и даже одинаковые компоненты, в том числе и модули памяти.
Поэтому, даже покупая сравнительно недорогую карту малоизвестной фирмы, вы, скорее всего, получите то же самое «железо», которое продается под громкой маркой в красочной коробке. Исключение составляют, пожалуй, только дополнительные возможности, такие как видеовход, телетюнер или разъем DVI. Здесь, конечно, есть как плюсы, так и минусы.

Такие же, но без крыльев

Технологии двигают игроманы, готовые выкладывать регулярно по несколько сотен долларов за экстремальную 3D-производительность. Но все же жизнь диктует свои условия: большинство владельцев ПК, использующих их для работы, хотели бы иметь в своих компьютерах не слишком дорогую карту, обеспечивающую качественное изображение и дающую возможность иногда сыграть в современную игру, не испытав раздражения от низкой частоты кадров.
Можно сказать, что рынок таких карт питается из двух источников. Во-первых, с полугодичной цикличностью приходит новое поколение чипов, а значит предыдущее значительно дешевеет, постепенно становясь доступным для массового потребителя. Ярким примером здесь является чипсет nVidia Riva TNT2, карты с различными вариантами которого сейчас весьма популярны.

С другой стороны, одновременно или немного позднее выпуска очередного базового продукта большинство компаний выпускают его удешевленную версию, как правило, с искусственно заниженной производительностью. При этом могут использоваться более низкие рабочие частоты чипа и памяти, уменьшенные разрядности шин или даже отключенные с помощью драйвера конвейеры рендеринга, например nVidia GeForce2 MX, Voodoo4, предположительно RV100 от ATI.
У таких чипсетов есть большое преимущество — они, как правило, поддерживают все те же современные функции и с тем же высоким качеством, что и их старшие братья, только работают несколько медленнее. Впрочем, последнее обстоятельство может быть несколько смягчено тем, что такие чипы, как правило, можно достаточно сильно «разогнать».
О возможностях разгона современных 3D-чипов мы более подробно рассказываем ниже, здесь же хотелось бы обратить внимание вот на что: для современных 3D-ускорителей, как правило, узким местом является не рабочая частота чипа, а частота памяти, поэтому именно ее «разгон» обычно приносит наибольший прирост производительности.

Исходя из этого, мы присуждали дополнительные очки картам, на которых были установлены чипы памяти с запасом по частоте. Впрочем, таких карт было немного.

Спустившись на землю

В этом тесте мы постарались максимально точно отразить пользовательские характеристики карт, которые важны сегодня и в ближайшие несколько месяцев, поэтому в качестве ядра тестовой платформы был избран процессор Intel Celeron 600 MГц, как одновременно доступный по цене и обладающий достаточной производительностью, дабы искусственно не ограничивать скорость 3D-карт. Далее ЧИП расскажет, как ведут себя карты при использовании процессоров Intel Pentium III, AMD Duron и Athlon.

Исходя из тех же соображений, мы не применяли для тестирования игр, активно использующих GPU, так как в настоящее время их крайне мало и в ближайшем будущем они вряд ли будут доминировать. Детали методики тестирования вы найдете в конце публикации.
Ниже мы более подробно описываем карты, представляющие основные конкурирующие сегодня чипсеты, и предоставляем сводную таблицу результатов теста графических карт.

Источник: CHIP, http://www.chip.com.ua

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты