История мультимедиа в Windows: DirectShow (ч.2)

Автор: Topol Вторник, Май 8th, 2012 Нет комментариев

Рубрика: Операционные системы

Продолжаем рассматривать события второго этапа в развитии мультимедийных средств Windows.

4. Windows 95 OSR2
24 августа 1996 года вышла обновлённая версия Windows 95, носившая название Windows 95 OSR2 (также известна как Windows 95 B).

Она включала в свой состав несколько обновлённое ядро, средства для поддержки современного на тот момент оборудования и новую файловую систему FAT32. Также она была заметно стабильнее.

А самое главное — в её состав входили DirectX  2.0 и Internet Explorer  3.0 вместе с ActiveMovie. Она стала первой версией Windows, включившей оба этих компонента.

Правда, судя по всему, никто толком не заметил, что новая Windows включает новую мультимедийную подсистему… Спишем это на её «сырость». И подождём следующих версий Windows.

5. NetShow
В сентябре того же 1996 года произошло ещё одно важное событие. Microsoft предприняла попытку выйти на рынок потокового интернет-вещания, выпустив принципиально новый для компании продукт - NetShow.

5.1. Собственно NetShow
NetShow — это пакет программ, предназначенных для просмотра, создания и трансляции потокового мультимедиа по сети.

Первая — 1.0 — версия NetShow включала в себя следующие программы и технологии:

 

  • NetShow Player — проигрыватель потокового мультимедиа. Примитивная программа, работавшая через старые мультимедийные подсистемы ACM и VfW и позволявшая только запускать и останавливать воспроизведение и перемещаться между отдельными треками трансляции.
  • NetShow Encoder — утилита для перекодирования мультимедиа в формат, поддерживаемый NetShow Player.
  • NetShow Services — серверная программа, осуществлявшая потоковое вещание. Работала под серверными версиями Windows NT.

Потоковое вещание осуществлялось с помощью специально разработанного сетевого протокола MMS (Microsoft Media Server). Это был закрытый протокол, разработанный самой Microsoft и не включённый в открытые интернет-стандарты.

Помимо нового сетевого протокола, был разработан специальный формат файлов, оптимизированный именно под потоковое вещание. Он получил название ASF.

Для кодирования звука в файлах ASF обычно использовался формат LPCM. Видео же кодировалось в различных форматах: TrueMotion, VDOWave, ClearVideo, Vivo H.263 и MS H.263 (автор смог найти сведения только о первом из них). Соответствующие фильтры DirectShow поставлялись в составе NetShow Player и NetShow Encoder.

NetShow 1.0 не включался ни в одну версию Windows и распространялся отдельно.

В 1997 году вышла вторая версия пакета NetShow — 2.0. Она несла два ключевых нововведения. Во-первых, NetShow Player 2.0 использовал для воспроизведения мультимедиа подсистему DirectShow. Во-вторых, NetShow Services 2.0 получил возможность многопотокового (multicast) вещания, реализуемого с помощью новой технологии NetShow Station.


Рис. 5. NetShow Player 2.0, запущенный под Windows XP (1)

Проигрыватель NetShow Player 2.0 был включён в состав Windows 98. Сервер NetShow Services вошёл в состав Windows NT 4.0. Перекодировщик NetShow Encoder 2.0, как и его предыдущая версия, распространялся отдельно.

В середине 1998 года вышла очередная версия NetShow — 3.0. Она уже не включала проигрыватель NetShow Player — он был заменён новым универсальным мультимедийным проигрывателем Windows Media Player, разговор о котором будет впереди. Из нововведений можно отметить улучшенные средства трансляции мультимедиа, особенно высококачественного.

Кроме того, в какой-то из этих двух версий NetShow появилась поддержка новых форматов кодирования видео — MPEG II Video и Microsoft MPEG IV, которые мы обязательно рассмотрим.

Сервер NetShow Services 3.0 вошёл в состав третьего пакета обновлений (Service Pack 3) для Windows 4.0 Server. Перекодировщик NetShow Encoder, опять же, распространялся отдельно.

7 июня 1999 года, вместе с Microsoft Office 2000, точнее, в составе PowerPoint 2000, вышла последняя версия NetShow Encoder — 3.01. Улучшения, предлагаемые им, были чисто косметическими.

Чуть позже вышли программы Windows Media Encoder 4.0 (переименованный NetShow Encoder) и NetShow Services 4.0. Они предлагали поддержку новых кодеков семейства Microsoft ISO MPEG IV. NetShow Services 4.0 работал только под Windows NT 4.0 с установленным третьим пакетом обновлений. Обе программы распространялись отдельно.

В 2000 году технология NetShow была включена в состав платформы Windows Media, о которой мы поговорим потом.

5.2. ASF
Формат файлов ASF (Advanced System Format) был представлен Microsoft как часть технологии NetShow. Он был разработан специально для потокового вещания.

Его возможности перечислены ниже:

  • Хранение звука и видео, закодированных в любом формате.
  • Возможность хранения произвольного количества дорожек, содержащих видео, звук, субтитры, статические изображения и прочие данные, которые могут быть использованы программой-проигрывателем, в том числе и команды для управления им.
  • Хорошая устойчивость к сбоям.
  • Возможность хранения метаданных (тегов), описывающих файл.
  • Поддержка систем управления цифровыми правами.

Файлы формата ASF должны иметь расширение asf.

Достоинства формата ASF: возможность хранения дорожек, содержащих любые данные, в том числе и команды управления проигрывателем; хорошая приспособленность для потокового вещания; возможность записи метаданных. Недостатки: довольно сложная структура; сторонним разработчикам требовалось купить дорогостоящую лицензию для использования в своих продуктах.

Формат ASF активно используется до сих пор в потоковом вещании и для распространения фильмов. Впрочем, в последнее время Microsoft объявила, что отказывается от его поддержки в пользу более открытых форматов.

5.3. TrueMotion
Первая версия формата кодирования видео TrueMotion была представлена компанией On2 Technologies в 1993 году. Впоследствии вышли ещё несколько версий.

Данный формат изначально предназначался для кодирования видео, рассчитанного на воспроизведение на маломощных компьютерах. Сами разработчики позиционировали его для кодирования внутриигрового видео.

Основное достоинство формата TrueMotion — приемлемое качество видео, закодированного с низким значением битрейта. Основной недостаток — ни на что большее этот формат не претендует.

Жизнь формата TrueMotion была недолгой, а использование — крайне ограниченным. Он использовался дя кодирования видео в первых версиях технологии NetShow и внутриигрового видео в некоторых играх, например, Final Fantasy 7. Уже в конце 90-х его сменили более перспективные форматы.

6. Multimedia PC level 3
Ещё 1996 год ознаменовался последней попыткой Microsoft определить набор требований, которым должен удовлетворять мультимедийный компьютер. Этой попыткой стал стандарт Multimedia PC level 3. Он предписывал следующую конфигурацию:

  • процессор — Intel Pentium с тактовой частотой 75 Мгц или аналогичный;
  • объём оперативной памяти — 8 Мб;
  • объём жёсткого диска — 540 Мб;
  • видеоадаптер, способный выводить видео с размерами кадра 352х240 пикселов и частотой кадров 30 кадр/с в 16-разрядном цвете;
  • Средства для декодирования видео MPEG I, аппаратные или программные;
  • привод CD-ROM с четырёхкратной скоростью, временем поиска не более 250 миллисекунд, загружающий процессор не более чем на 40%;
  • звуковая карта, поддерживающая частоту дискретизации 44,1 КГц и разрядность звука в 16 бит (CD-качество);
  • операционная система — Windows 3.11 или Windows 95.

Больше Microsoft «выстроить» производителей компьютеров по ранжиру не пыталась. Как это часто бывает, рынок сам постепенно расставил всё на свои места.

7. MPEG II
Набор форматов MPEG I и основанный на нём стандарт цифровых видеодисков Video CD оказались весьма удачными. Однако аппетиты потребителей цифрового видео всё росли, аппаратные и программные средства всё совершенствовались, а рынок требовал всё более и более качественного видео.

Неудивительно, что уже в 1995-1997 годах на свет появился новый набор форматов кодирования аудио и видео - MPEG II.

MPEG I моментально сделал неактуальными старые форматы кодирования, все эти Video1, Cinepak и Indeo. MPEG II сделал то же самое со своим предшественником. Он он сразу же подчинил себе рынок цифрового видео и воцарился на нём на долгие годы. Даже сейчас, когда существуют более современные и перспективные форматы, MPEG II всё ещё на коне и активно используется — в тех же самых видеодисках DVD-Video, знакомых всем нам.

Давайте же познакомимся с новоявленным «царём горы» поближе.

7.1. MPEG II Audio
Семейство форматов кодирования звука MPEG II Audio, также известное как MPEG II Part 3, вышло самым первым — в 1995 году.

Данное семейство фактически является расширением и дополнением семейства MPEG I Audio. Оно установило дополнительные значения параметров кодирования звука: количества каналов, частоты дискретизации и битрейта.

Так, формат MPEG II Audio layer 1 расширяет набор параметров кодирования, определяемый MPEG I Audio layer 1 (MP1), следующими значениями:

  • частота дискретизации — 16, 22,05 и 24 КГц;
  • битрейт — 48, 56, 80, 112, 144 и 176 Кбит/с.

Формат MPEG II Audio layer 2:

  • частота дискретизации — 16, 22,05 и 24 КГц;
  • битрейт — 8, 16, 24, 40 и 144 Кбит/с;
  • поддержка до шести каналов звука, из которых один канал предназначен для вывода низких частот.

Формат MPEG II Audio layer 3:

  • частота дискретизации — 16, 22,05 и 24 КГц;
  • битрейт — 8, 16, 24 и 144 Кбит/с;
  • поддержка до шести каналов звука, из которых один канал предназначен для вывода низких частот.

Хотя форматы MP2 и MP3 получили возможность кодировать многоканальный звук, реально эта возможность практически не используется. Дело в том, что максимальные значения битрейта, поддерживаемые этими форматами, слишком малы, чтобы обеспечить более-менее качественный звук. Многоканальный звук лучше кодировать в других форматах, таких, как AC-3 и DTS (мы поговорим о них потом).

На практике семейства форматов MPEG I Audio и MPEG II Audio обычно не различаются. Все они называются сокращёнными обозначениями MP1, MP2 и MP3 соответственно. Выяснить, в каком именно формате закодирован звук, можно только по его характеристикам; так, звук MP3 с битрейтом 128 кбит/с закодирован в формате MPEG I Audio layer 3, а звук MP3 с битрейтом 24 кбит/с — в формат MPEG II Audio layer 3.

7.2. MPEG II Video
Формат кодирования видео MPEG II Video, входящий в набор MPEG II, был представлен позже — в 1996 году. Он также известен под двумя другими названиями: официальным MPEG II Part 2 и неофициальным H.262.

Формат MPEG II Video основан на MPEG I Video, но включает в себя некоторые расширения по сравнению со своим предшественником. В частности, он поддерживает видео, записанное с чересстрочной развёрткой, которое используется в телевещании. (MPEG I Video его не поддерживает.)

Возможности формата MPEG II Video перечислены ниже ниже:

  • Кодирование с потерями.
  • Кодирование как прогрессивного, так и чересстрочного видео.
  • Размер кадра — от 176х144 до 720х576 пикселов.
  • Битрейт — от 0,096 до 15 Мбит/с.
  • Частота кадров — от 15 до 30 кадр/с.
  • Поддержка как постоянного, так и переменного битрейта.

На значениях битрейта менее 1 Мбит/с MPEG II Video проигрывает по качеству MPEG I Video. На значениях битрейта 1-3 Мбит/с они обеспечивают примерно одинаковое качество видео, а на значениях, больших 3 Мбит/с, MPEG II Video оставляет своего предшественника далеко позади.

Важным нововведением MPEG II Video было поддержка так называемых уровней (levels) и профилей (profiles). Уровень - это предопределённый набор параметров, характеризующих видео: размер кадра, частота кадров и битрейт. Профиль - это предопределённый набор параметров кодирования, характеризующий его качество. Уровни и профили можно комбинировать, добиваясь необходимых параметров кодирования видео.

Достоинства: великолепное качество видео при значениях битрейта, больших 3 Мбит/с; высокая степень сжатия; возможность использовании в цифровом телевещании. Недостатки: высокие аппаратные требования; качество видео, закодированное со значениями битрейта до 1 Мбит/с, ниже, чем у MPEG I Video.

Формат MPEG II Video применяется для кодирования видео в цифровых видеодисках DVD-Video, Blu-ray Disc и HD DVD, а также в цифровом телевещании.

7.3. MPEG II System
Документ MPEG II System, или MPEG II Part 1, вышел в 1996 году. Он предписывает хранить видео MPEG II Video в файлах форматов MPEG Program Stream и MPEG Transport Stream, определённых в документе MPEG I System.

7.4. AAC
В 1997 году в составе семейства MPEG II был представлен ещё один формат кодирования звука. Он носит название AAC (Advanced Audio Coding); также имеет хождение название MPEG II Part 7.

Формат AAC был разработан как замена формату MP3. Он обеспечивает лучшее качество звука на тех же значениях битрейта и изначально позволяет кодировать многоканальный звук.

Возможности формата AAC таковы:

  • Кодирование с потерями.
  • Поддержка до 48 каналов звука.
  • Частота дискретизации — от 8 до 96 КГц.
  • Битрейт — от 8 до 529 Кбит/с.
  • Поддержка как постоянного, так и переменного битрейта.

Достоинства: более высокое качество звука, чем у MP3, с теми же значениями битрейта; лучшая поддержка многоканального звука. Недостатки: сложность реализации и высокие аппаратные требования.

Для хранения звука, закодированного в формате AAC, документ MPEG II Part 7 предусматривает три формата файлов. Они перечислены ниже.

  • Audio Data Interchange Format (ADIF) — компактный формат, предназначенный для хранения звуковых данных на дисках.
  • Audio Data Transport Stream (ADTS) — формат, предназначенный для потокового вещания, обеспечивающий устойчивость к сбоям, но не столь компактный, как ADIF.
  • «Сырые» (raw) данные, записанные в файл без всякой дополнительной информации. Самый компактный формат.

Любые файлы с аудиоданными AAC должны иметь расширение aac, независимо от их формата.

Формат AAC часто используется в потоковом аудио- и видеовещании, для хранения высококачественной музыки и кодирования звукового сопровождения в приложениях и фильмах Flash. Кроме того, часто можно встретить фильмы со звуковыми дорожками AAC.

8. DVD-Video
Видеодиски Video CD хоть и принесли цифровое видео в широкие народные массы, но остались этакой игрушкой для бедных. Они обеспечивали качество видео, сравнимое с тем, что давали обычные видеокассеты VHS. С видеодисками Laserdisc, развлечением богатых, они конкурировать не могли — последние давали несравнимо более качественное видео.

Фатальный удар по Laserdisc был нанесён 1 ноября 1996 года. Именно тогда на рынке (сначала — в Японии, а потом — во всём остальном мире) появились первые цифровые видеодиски, созданные на основе нового стандарта - DVD-Video.


Рис. 6.Логотип DVD-Video

8.1. Собственно DVD-Video
Стандарт DVD-Video основан на наборах стандартов MPEG I и MPEG II. Его можно рассматривать как дальнейшее развитие и «работу над ошибками» Video CD. Разработкой и поддержкой этого стандарта занимается особая организация DVD Forum.

Возможности DVD-Video перечислены ниже:

  • Количество отдельных фильмов на диске — до 99.
  • Количество отдельных частей в фильме — до 99.
  • Количество отдельных видеопотоков («углов зрения», angles) в фильме — до 9.
  • Количество звуковых дорожек в фильме — до 8.
  • Количество дорожек субтитров в фильме — до 32.
  • Возможность создания меню, в том числе ссылающихся друг на друга; такие меню могут содержать графические изображения и видео.

Параметры кодирования видео, предназначенного для записи на диски DVD-Video, таковы:

  • Формат кодирования — MPEG II или MPEG I (используется редко).
  • Прогрессивное или чересстрочное (только MPEG II) видео.
  • Видео NTSC или PAL.
  • Размер кадра зависит от стандарта видео и выбранного формата кодирования. Для видео MPEG II: NTSC — 720х480, 704х480 и 352х480 пикселов; PAL — 720х576, 704х576 и 352х576 пикселов. Для видео MPEG I: NTSC — 352х240 пикселов; PAL — 352х288 пикселов.
  • Частота кадров зависит от стандарта видео: NTSC — 29,97 кадр/с; PAL — 25 кадр/с.
  • Битрейт зависит от формата кодирования: MPEG II — до 9,8 Мбит/с; MPEG I — до 1,856 Мбит/с.
  • Поддерживается как постоянный, так и переменный битрейт.

А вот параметры кодирования звука для звукового сопровождения таких фильмов:

  • Форматы кодирования — AC-3, LPCM, MP2 и DTS. Форматы AC-3 и LPCM являются обязательными; их должны поддерживать все проигрыватели DVD-Video. Формат MP2 является обязательным для стран, использующих систему цветного телевидения PAL. Формат DTS необязателен; проигрыватели не должны обязательно его поддерживать, и основные звуковые дорожки фильмов в этом формате кодировать не следует.
  • Частота дискретизации зависит от формата кодирования: AC-3 — 48 КГц; LPCM — 48 или 96 КГц; MP2 — 48 КГц; DTS — 48 или 96 КГц.
  • Разрядность — 16 или 24 бит.
  • Битрейт зависит от формата кодирования: AC-3 — до 448 Кбит/с; MP2 — до 912 Кбит/с; DTS — 768 или 1536 Кбит/с.
  • Количество каналов зависит от формата кодирования: AC-3 — 1-6; LPCM — 2-6; MP2 — 1-8; DTS — 2-7.

Субтитры хранятся в виде графических изображений. Количество цветов, которые они могут содержать, ограничено четырьмя, включая так называемый «прозрачный цвет».

Фильм на диске DVD-Video хранится в виде набора файлов в двух папках. Формат файлов — VOB. Файловая система — UDF 1.02.

Фильмы DVD-Video, как правило, записываются на новые компакт-диски DVD, имеющие более высокую, чем CD-ROM, ёмкость. Также имеется возможность использования обычных дисков CD-ROM, но ей мало кто пользуется.

Диски DVD-Video могут включать в себя средства защиты от копирования, реализуемые с помощью системы CSS (Content Scramble System). На практике эта система не очень надёжна — существует довольно много программ, позволяющих копировать защищённые с её помощью диски, — однако может вызвать проблемы при их воспроизведении.

Помимо этого, диски DVD-Video могут включать числовой код, определяющий регион, где они могут продаваться (код региона). Диск, содержащий этот код, может быть воспроизведён только на том проигрывателе, что содержит такой же код. Эта мера (как и введение защиты от копирования) была призвана препятствовать пиратству, но так и не достигла своей цели — многие проигрыватели могут воспроизводить диски с любым кодом региона либо могут быть без проблем модифицированы для этого.

Видеодиски DVD-Video воспроизводятся на специализированных аппаратных проигрывателях и игровых консолях Sony PlayStation 2, Sony PlayStation 3 и Microsoft Xbox 360.

Также существует огромное количество программных проигрывателей DVD-Video для различных операционных систем, в том числе и Windows. Среди таких программ одними из первых появились CyberLink PowerDVD (рис. 7) и InterVideo WinDVD (рис. 8; ныне принадлежит компании Corel). Пожалуй, среди всех стандартов видеодисков DVD-Video может похвастаться наилучшей программной поддержкой.


Рис. 7. CyberLink PowerDVD 10


Рис. 8. Corel WinDVD 10

Как и в случае Video CD, на момент появления стандарта DVD-Video мало какой компьютер был достаточно мощным, чтобы воспроизводить эти диски исключительно на «программном ходу». Поэтому на рынке появились карты аппаратных декодеров MPEG II Video, бравших задачи декодирования видео на себя. Одной из таких карт была разработка ML505 компании Xilinx.


Рис. 9. Аппаратный декодер формата MPEG II Video Xilinx ML505

Достоинства DVD-Video: отличное качество видео, сравнимое с таковым, обеспечиваемым дисками Laserdisc; возможность хранения нескольких звуковых дорожек и дорожек субтитров; богатые интерактивные возможности (возможность создания меню практически любого уровня сложности); поддержка защиты от копирования; компактность; невысокая по сравнению с дисками Laserdisc стоимость.

Недостатки: более высокая, нежели у дисков Video CD, стоимость; потребность в специальном приводе для чтения дисков DVD-Video; некоторые неудобства, связанные с наличием кодов регионов и системы защиты от копирования. Впрочем, вряд ли эти недостатки можно назвать критическими…

…Иначе DVD-Video не смог бы в самые короткие сроки завоевать рынок и оставаться на нём до сих пор, несмотря даже на появление новых стандартов цифровых видеодисков, предлагающих потребителям видео высокого разрешения. Автор даже возьмёт на себя смелость утверждать, что DVD-Video — одна из самых удачных разработок в индустрии развлечений. Разве не так?..

8.2. Компакт-диски DVD
Фильмы DVD-Video записываются на новые компакт-диски повышенной ёмкости, называемые DVD (Digital Video Disc, позднее — Digital Versatile Disc).


Рис. 10. Логотип DVD

Стандарт компакт-дисков DVD был представлен компаниями Philips, Sony, Toshiba и Panasonic в 1995 году. Он изначально разрабатывался как замена дискам CD, сильно устаревшим на тот момент, и с прицелом именно на хранение высококачественного видео.

Однослойный диск DVD вмещает 4,7 Гб неформатированных данных или 4,38 Гб, будучи отформатирован в файловой системе UDF 1.02. Двухслойные же диски вмещают, соответственно, 8,54 и 7,96 Гб данных.

Достоинство дисков DVD — увеличенная в разы, по сравнению с CD, ёмкость. Недостатки: для их чтения и записи необходим специальный привод; более высокая цена.

Диски DVD вскоре после появления начали наступление на долгое время господствовавшие на рынке CD и через несколько лет вытеснили их практически полностью. На данный момент DVD — самый популярный оптический носитель информации.

8.3. VOB
Для хранения фильмов на дисках DVD-Video, как мы уже знаем, используются файлы формата VOB (Video OBject).

Формат файлов VOB основан на знакомом нам формате MPEG Program Stream. Более того, он практически ничем не отличается от MPEG Program Stream, кроме расширения файлов.

Файлы формата MPEG Program Stream могут хранить, помимо видео и звука, ещё и дополнительные данные. Формат VOB использует эту возможность для хранения в качестве этих самых дополнительных данных субтитров и меню и устанавливает форматы, в которых они записываются.

Помимо этого, формат VOB накладывает некоторые ограничения. В отличие от файлов MPEG Program Stream, файлы VOB могут хранить только видео форматов MPEG II Video и MPEG I Video и звук только форматов AC-3, LPCM, MP2 и DTS. Другие форматы кодирования звука и видео не поддерживаются.

Файлы VOB имеют «говорящее» расширение vob.

8.4. AC-3
Формат кодирования звука AC-3 (Advanced Coding — 3), также известный как Dolby Digital, был разработан фирмой Dolby Laboratories ещё в начале 90-х годов. Он предназначается для записи высококачественного многоканального звукового сопровождения фильмов в цифровом виде. Первым фильмом со звуковой дорожкой, записанной в этом формате, стал «Возвращение Бэтмена», что вышел в 1992 году.


Рис. 11. Логотип Dolby Digital

Существуют четыре разновидности формата AC-3. Давайте их рассмотрим.

  • Собственно AC-3 (он же — Dolby Digital и DD). Обеспечивает кодирование с потерями. Количество каналов — 1 (моно), 2 (стерео) или 6 (5 обычных и один низкочастотный). Частота дискретизации — до 44 КГц, разрядность — 16 бит, битрейт — постоянный, до 640 Кбит/с.
  • Dolby Digital EX (также известен под своим старым названием Pro-Logic). То же самое, что AC-3, только возможна поддержка 7- и 8-канального звука.
  • E-AC-3 (или Dolby Digital Plus). То же самое, что Dolby Digital EX, но добавлена поддержка до 14 количества каналов звука и значений битрейта до 6 Мбит/с. Также обеспечивает более высокую степень сжатия и более высокое качество звука.
  • Dolby Digital TrueHD. Обеспечивает кодирование без потерь. Количество каналов звука — до 14. Частота дискретизации — 96 КГц, разрядность — 24 бита. Самое высокое качество звука.

Достоинство формата AC-3 — исключительное качество звука. Недостатки: довольно высокие системные требования и большой объём звуковых данных.

AC-3 — один из самых востребованных в настоящее время форматов кодирования звука. Различные его разновидности применяются для кодирования звукового сопровождения фильмов, распространяемых на дисках DVD-Video, Blu-ray disc и HD DVD. Помимо этого, звуковые дорожки AC-3 можно встретить на большинстве фильмов, распространяемых в Интернете и полученных путём перекодирования содержимого видеодисков. Посмотрите в своей коллекции фильмов — и вы обязательно найдёте хотя бы один со звуковой дорожкой AC-3!

8.5. DTS
Формат кодирования звука DTS был разработан также в начале 90-х годов одноимённой компанией. Он предназначается также для записи высококачественного многоканального звукового сопровождения фильмов в цифровом видео и, таким образом, выступает как конкурент формата AC-3.


Рис. 12. Логотип DTS (1)

Ключевым инвестором компании DTS был известный голливудский режиссёр и продюсер Стивен Спилберг. Неудивительно, что именно его фильм первым получил звуковую дорожку DTS. Это была картина «Парк юрского периода», вышедшая в 1993 году.

Существуют три основных разновидности формата DTS. Рассмотрим их.

  • DTS Digital Surround, или просто DTS. Обеспечивает кодирование с потерями. Количество каналов — 2 (стерео), 6 (5 обычных и один низкочастотный) или 7 (6 обычных и один низкочастотный). Частота дискретизации — 48 КГц, разрядность — 16, 20 или 24 бита, битрейт — постоянный, 768 Кбит/с или 1,5 Мбит/с.
  • DTS-HD High Resolution Audio. Обеспечивает кодирование с потерями. Количество каналов — 8 (7 обычных и один низкочастотный). Частота дискретизации — 96 КГц, разрядность — 24 бита, битрейт — постоянный, 3 или 6 Мбит/с.
  • DTS-HD Master Audio. Обеспечивает кодирование без потерь. Количество каналов — 2 или 8. Частота дискретизации — 96 или 192 КГц, разрядность — 24 бита. Самое высокое качество звука.

 


Рис. 13. Логотип DTS-HD Master Audio (1)

Достоинства: самое высокое на данный момент качество звука. Недостатки: высокие системные требования и очень большой объём звуковых данных.

Формат DTS применяется для кодирования высококачественного звукового сопровождения фильмов, распространяемых на дисках DVD-Video, Blu-ray disc и HD DVD. Иногда в этом формате кодируются дополнительные звуковые дорожки для фильмов, распространяемых в Интернете и полученных путём перекодирования содержимого видеодисков; такие звуковые дорожки обычно хранятся в отдельных файлах.

Источник: thevista.ru

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты