Долгая дорога к Windows Vista: январь — июль 2005 г.

Автор: Topol Вторник, Май 8th, 2012 Нет комментариев

Рубрика: Операционные системы

К концу 2004 года у бета-тестеров и энтузиастов начало заканчиваться терпение: с предыдущего апреля компания так и не выпустила публичную пререлизную сборку Longhorn, но главное то, что не было никаких признаков, говорящих о том, что компания готова сделать это в ближайшее время. Вопросы оставались несмотря на то, что Microsoft сообщила об очередной задержке Longhorn до 2006 года, и о том, что некоторые из ключевых особенностей Longhorn будут доступны в Windows XP  и Windows Server  2003. К счастью, 2005 год стал переворотным для Longhorn. В этом году Longhorn обрел новое имя - Windows Vista . Microsoft удалось выпустить Beta 1, вслед за которой появилась целая череда промежуточных билдов, благодаря которым тестеры, наконец-то, смогли вкусить Vista.


2005 год

В январе я опубликовал четвертую и заключительную часть цикла статей «Долгая дорога к Longhorn«. Данный цикл был попыткой отсеить лишнюю информацию о Longhorn и объяснить, что на самом деле происходит. Тогда мне удалось предоставить планы компании относительно Longhorn, причем информация основывалась на внутренней документации Microsoft: тогда релиз Longhorn Beta 1 был запланирован на июнь 2005 года, за которой в конце года или начале будущего года должна была появится Beta 2, а RTM-сборка (Release To Manufacturing) планировалась на середину 2006 года. Я также опубликовал информацию о том, что Microsoft намерена сообщать информацию о следующей версии своей ОС поэтапно. «Microsoft воспользуется подходом постепенного раскрытия информации с наращиванием темпа.

Релиз Beta 1 был назначен на 30 июня. К тому времени Microsoft должна была раскрыть «квинтессенцию Longhorn» и в этот раз информация предназначалась корпоративным пользователям и разработчикам. А вот Beta 2 должна была поразить рядовых пользователей.

В моих я статьях я поведал и о различных версиях Longhorn, так как об этом сообщила сама Microsoft. Прошелся по различным функциям Longhorn, включая Aero Glass (теперь Windows Aero) и Aero Express (теперь Aero Basic), Least Privileged User Account (LUA, ныне известный как User Account Protection или UAP), и сетевой функции Castles, от которой позднее отказались.

Microsoft продолжала борьбу за соответствие ранее намеченным планов по релизу Longhorn. 13 января мне удалось получить внутреннюю документацию следующего содержания:

  • Windows Client Codename ‘Longhorn’ Beta 1 — завершение кода: 16 марта 2005 г.
  • Windows Client Codename ‘Longhorn’ Beta 1 — сборка для внутреннего использования: апрель 2005 г.
  • Windows Client Codename ‘Longhorn’ Beta 2 — завершение кода: 1 июля 2005 г.
  • Windows Client Codename ‘Longhorn’ Beta 2 — сборка для внутреннего использования: 3-й квартал 2005 г.
  • Windows Client Codename ‘Longhorn’ RC0 — сборка для внутреннего использования: 4-й квартал 2005 г.
  • Windows Client Codename ‘Longhorn’ RC1 — - сборка для внутреннего использования: март 2006 г.
  • Windows Client Codename ‘Longhorn’ RTM — сборка для внутреннего использования: май 2006

«Вы серьезно насчет мая?» — написал кто-то по электронной почте. «Или нам стоит планировать на август?». Ответ был таков: «Ходит множество слухов о том, успеем ли мы к маю или же закончим к августу. Мы намерены выпустить клиентскую версию ОС именно в мае. Это означает, что все наши команды разработчиков должны ориентироваться на эту дату и вы ответственны за соблюдение сроков».

Но также горячо обсуждались и вехи бета-тестирования. «Стоит ли выпускать одну бета-версию или остановиться на двух?» — говорилось в другом электронном послании. «Вопрос о том, будет одна или две бета-версии, находится в стадии обсуждения» — сообщалось в ответном письме. Затем было подтверждено, что все-таки будет выпущено две бета-версии.

У Microsoft была еще одна проблема — «модельный ряд» новой ОС. Компания намеревалась выпустить так много версий Vista, что многие сотрудники Microsoft боялись, что это попросту смутит покупателей. В электронных письмах о статусе проекта многие высказывали свои сомнения по поводу добавления в линейку ОС версии Small Business (от нее позднее отказались) и «Uber»-версии (теперь Vista Ultimate).

Проблема, по словам сотрудников, была в нелогичности действий Microsoft, которая отказавшись от многих ранее планируемых функций, продолжала добавлять новые версии: каким образом можно обосновать эти действия? В тоже время многие ратовали за то, что определенные возможности были доступны исключительно в 64-разрядных версиях операционной системы. Творилась настоящая неразбериха.

К концу января 2005 года я заполучил внутреннюю документацию Microsoft, которая популяризировала мой сайт, как минимум, на пару месяцев. Такой информации не было ни у кого иного — абсолютный эксклюзив. Были первые скриншоты UAP, UI-виджета, который блокировал доступ неавторизованным пользователям. В тот момент я получил совсем раннюю версию логотопа Longhorn.

  

В феврале начали появляться новости о том, что Microsoft планирует добавить о ОС анимированный рабочий стол под кодовым именем Aurora. Многие затем путали Aurora с векторным Aero UI, о котором тоже с определенной периодичностью начали появляться слухи и которому никогда не было суждено материализоваться. Aurora или Motion Desktop (теперь Windows DreamScene) появилась в составе Ultimate Extras в Windows Vita Ultimate в феврале 2007 года.

 

15 февраля Билл Гейтс (Bill Gates), основатель компании Microsoft, сообщил, что еще одна из оригинальных функций Longhorn Internet Explorer 7, — будет портирован на Windows XP и Windows Server2003. «Мы решили, что некоторые из новых возможностей должны быть доступны всем пользователям наших ОС. Это станет просто еще одним плюсом наших программных продуктов.

Буквально на следующий день мне представилась возможность познакомиться с интерфейсом IE 7 . Именно так он выглядел, когда я впервые увидел его:

В апреле Microsoft вновь начала говорить о Longhorn — видимо, перед началом Windows Hardware Engineering Conference (WinHEC), на которой компания намеревалась представить первую за год публичную сборку Longhorn. «На WinHEC мы покажем новую сборку Longhorn» — тогда сказал Джим Оллчин (Jim Allchin). «Вы можете назвать ее превью, так как это не бета-версия. Но данная сборка кардинально отличается от первой. Ничто в ней не использует наш новый графический интерфейс, но тем не менее, у нас есть, что вам продемонстрировать. После PDC 2005 мы откроем программу бета-тестирования, после чего сможем назвать более-менее точную дату выхода продукта. Пока же мы придерживаемся плана выпустить ОС к сезону покупок 2006 года.

Оллчин сказал, что Microsoft, разрабатывая новый продукт, преследовала пять основных целей:

  • Собственно, работоспособность
  • Безопасность и надежность
  • Простота развертывания и администрирования
  • Простота использования на работе, дома и в пути
  • Плаформа на ближайшие 10 лет

Впервые Оллчин показал реальное Aero на реальном компьютере. Это была ранняя незаконченная версия, но в ней были практически все эффекты, которые мы привыкли видеть в финальной версии Windows Vista. К сожалению, нам не суждено было их увидеть в следующей полученной нами сборке, которую мы получили на WinHEC в конце апреля.
И хотя не могу точно указать на день разочарования в действиях Microsoft, это был один из таких моментов. Мы все прибыли на конференцию воодушевленными и очень ждали момента, когда сможем прикоснуться к новому билду Longhorn.

«2005 год — 20-ая годовщина Windows» — объявил Грег Салливан (Greg Sullivan), старший продукт-менеджер Microsoft. «Все движется в сторону 64-разрядных вычислений: доступность 64-битных процессоров, а теперь и 64-битные редакции Windows». Тогда же были анонсированы x64-версии Windows 2003 и Windows XP, а сама WinHEC проходила под лозунгом «третье десятилетие Windows».

Участники WinHEC получили копии Longhorn build 5048, которую Microsoft позиционировала в качестве превью-версии для разработчиков. Лично я был очень огорчен новой сборкой, потому как в ней не было никаких преимуществ над сборкой 4074, которую мы получили годом ранее. На самом деле, сборка была шагом назад и этому было несколько причин. «В сборке нет элементов Longhorn UI, иначе известных как Aero Glass и Aero Express, хотя разработчики обещают, что Aero UI дебютирует этим летом в Beta 1″ — писал я тогда. «Longhorn build 5048 по задумке Microsoft предназначается разработчикам и не несет визуальных отличий от сборки, показанной на WinHEC 2004 год назад».

В build 5048 появился Search box в меню Start, потому что «именно оттуда начинается работа любого пользователя Windows». В сборке были виртуальные папки, хотя их функциональность была сильно урезана по сравнению с первоначальной задумкой и виртуальные папки стали приятным дополнением, нежели чем одним из преимуществ. Sidebar исчезла, но позднее был дан старт новому проекту Sidebar, хотя он был основан на Web-виджетах, а не напоминаниях, как было в оригинальной версии.

Сегодня, глядя на скриншоты сборки 5048, легко понять, чем все были огорчены. Они ужасны, однообразны и серы — в них нет ничего интересного. Но самое интересное в том, что Microsoft настойчиво просила меня и других энтузиастов убрать с сайта скриншоты этой сборки, приводя в качестве причины пункт EULA (End-User License Agreement), говорящий о невозможности публикации этих скриншотов. В итоге я капитулировал, но позднее мне позволили их вернуть. Глупость этого маневра вместе с печальным состоянием самого Longhorn ввергли меня в печаль. Весь мой обзор сборки под номером 5048 отражает это состояние: «Да, это был длинный год. Longhorn build 5048 никоим образом не отражает описанные Microsoft преимущества. Более того, по сравнению с build 4074 данная сборка является шагом назад в плане удобства и функциональности. Это все потому, что некоторые функции типа Sidebar и утилиты Contacts из 5048 были удалены. Безусловно, всему есть свои причины, но нет достаточно весомых».

«Тут стоит быть откровенным: по прошествии года без единой сборки Longhorn и отсутствия какой бы то ни было конкретной информации о проекте у меня были довольно-таки высокие ожидания относительно build 5048. Кроме того, брифинг перед началом WinHEC тоже не добавил оптимизма. Плюс я видел Longhorn UI и знаю, насколько он хорош в действии. В сборке 5048 ничего этого не было. И это грустно».

«Longhorn build 5048 попросту скучен, скучен из-за дизайна. Знаю наверняка, что к выходу Beta 1 компания Microsoft добавит новые возможности. Но сегодня — в начале мая — состояние проекта Longhorn — нерадужное. Longhorn build 5048 — одно разочарование.

На WinHEC Microsoft пообещала, что Longhorn будет «достаточно» компьютера с 1ГГц и 256Мб оперативной памяти. Представители компании заявляли, что 32-битные и 64-битные версии Longhorn компилируются ежедневно. «Обе версии разрабатываются совместно, поэтому будут выпущены одновременно» — писал я. «Будет единый инсталлятор, но при установке вы сможете выбрать подходящую версию: 32-битную или 64-битную».

Гейтс и сотоварищи из Microsoft показали, как я говорю, «визуально непримечательную» версию Longhorn. И как я писал тогда: «Представители Microsoft сообщили мне, что Aero Glass UI, представленный на WinHEC, был далеко не окончательной версией, а будущие бета-версии будут еще более привлекательными. Однако, продемонстрированный интерфейс Aero Glass поддерживает полупрозрачность, прозрачность, новые эффекты анимации и многое другое. Гейтс также показал возможности Longhorn по масштабированию, что поможет приложениям корректно отображаться на HD-мониторах, а также медиа-ориентированные приложения, которые реализуют преимущества Longhorn».

Хотелось бы отметить рвение Microsoft. Помните, как в октябре 2003 года на PDC Microsoft сообщала о своих намерениях глубоко интегрировать поиск в Longhorn. Помните, как после этого оживились конкуренты Microsoft — Google, Apple и другие, живо выпустив свои продукты для мгновенного поиска по компьютеру. Пока Microsoft шла своей неторопливой походкой к Longhorn, конкуренты выпустили свои программные продукты, а в случае Apple — вскоре выпустили под именем Spotlight в Mac OS X.

«Поиск превосходен» — рассказывал мне Салливан. «У нас есть механизм поиска в MSN, почему ему не быть в Longhorn?!. Но наша концепция такова, что если вы ищете что-то, то вы это что-то потеряли. Мы работаем над самоорганизующейся системой, в которой невозможно будет потерять. Система будет достаточно интеллектуальной, чтобы понять информацию как таковую и связать между собой различные типы данных. То, над чем мы работаем в данный момент, гораздо больше, чем просто поисковый механизм, который возвращает массу неподходящих результатов. Не поймите меня неправильно: поиск важен. Но только как кусочек головоломки. В системе, разрабатываемой нашими специалистами, вам не нужно будет прибегать к поиску».

Еще огорчило то, что на конференции в очередной раз были внесены поправки в расписание релиза Longhorn: релиз Beta 1 был смещен на лето, за ней — второе превью для разработчиков в сентябре на PDC 2005. Beta 2 должна была появиться после этого, как сообщила Microsoft, тогда сборки Longhorn должны стать публичными. Релиз Longhorn должен был совпасть с сезоном рождественских продаж 2006 года. Таким образом, релиз был перенесен с середины лета на конец годаd. Как вы знаете, компания не попала и в этот сезон.

А еще, хоть это и не обсуждалось публично, я обнаружил, что теперь Office 12 был отделен от релиза Longhorn: Все связанные с Longhorn функции были удалены из Office 12 и релиз пакета, по задумке Microsoft, должен был состояться до Longhorn. Тем не менее, Microsoft подумывала о создании Longhorn Compatibility Pack для Office 12, который смог бы вернуть в пакет исключенные функции.

И еще про WinHEC: 26 апреля 2005 года я написал: «Это звучит странно, но сегодня за ланчем я узнал, что Apple, недовольная процессорами PowerPC от IBM, решила перейти на Intel-совместимые чипы в этом же году. Да, серьезно». И хотя я частенько подвергаюсь критике фанатами Mac, я раскрываю только проверенную информацию. Так случилось и в тот раз, а теперь по прошествии двух лет все MacPC работают на основе процессоров Intel.

По завершении WinHEC наступило очередное затишье по поводу проекта Longhorn. Сейчас мне больно вспоминать, насколько плохо Microsoft провела конференцию: она должна была стать восхитительным шоу, на котором Longhorn должен был возродиться из пепла предыдущих ошибок. Но вместо этого Longhorn нерешительно мялся на пороге. Такое состоние оставалось до окончания проекта, хотя до конца года было выпущено несколько сборок.

Тем временем, в июне компания Microsoft анонсировала, что Longhorn будет поддерживать Raw-формат изображений. Как выяснилось позже, в этом было мало правды: Windows Vista была выпущена с отсутствующей поддержкой какой бы то ни было формы Raw-изображений. Вместо этого Microsoft упростила разработчикам цифровых камер создание Vista-совместимых Raw-фильтров.

Microsoft также сообщала, что в Longhorn будет обеспечена поддержка RSS через новую форму подписки на RSS, встроенную в IE 7. Затем данная функция была портирована на XP, в очередной раз сделав уникальность функции Vista не такой уж и уникальной.

В июне Microsoft выпустила первые бета-версии Monad, .NET-based консольной оболочки и среды для скриптинга. Monad изначально был прерогативой Longhorn, но затем Microsoft выпустила версии для пользователей XP и 2003, а из Longhorn попросту ее удалили.

В конце июня я обнаружил, что Хиллел Куперман (Hillel Cooperman), гуру Windows UX, участвует в таинственном проекте под кодовым именем «Проект М» (Project M). В проект была вовлечена небольшая группа сотрудников Microsoft, подчиняющаяся непосредственно Крису Джонсу (Chris Jones), вице-президенту Microsoft. Группа работала над усовершенствованной оболочкой Longhorn, которые должны были материализоваться в Beta 2 и более поздних билдах. Насколько я знаю, этому было не суждено сбыться, и Project M мутировал в Project Max, приложение для обмена фотографиями.

Тем временем, Longhorn Beta 1, как мне сказали, будет «лучшим релизом из выпущенных Microsoft. В свете моего разочарования сборкой 5048 это была отличная новость.

В начале июля Microsoft разослала своим официальным тестерам первые приглашения к бета-тестированию. «ВЫ ПРИГЛАШЕНЫ К ПРЕДРЕЛИЗНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ WINDOWS, — говорилось в электронном письме тестерам. К письму прилагался следующий список часто задаваемых вопросов:

Что такое Windows с кодовым именем «Longhorn»?
Следующая версия Windows под кодовым именем «Longhorn» должна быть самой безопасной и интуитивной из всех ранее изданных версий Windows. Longhorn позволит пользователям наиболее эффективно использовать их компьютеры. Система предложит новые инструменты, которые помогут сохранить целостность системы и информации, облегчит поиск нужной информации и обеспечит максимальную интеграцию приложений, устройств и т.д.

Longhorn обеспечит преимущества в следующих областях:

  • Фокус на фундаментальные основы операционной системы, среди которых увеличенная надежность, производительность и простота работы.
  • Преимущества, дающие домашним пользователям возможность быть более продуктивными .
  • Платформа нового поколения для разработчиков, которая призвана упростить разработку высококачественных приложений.

В начале июля в сеть попал Longhorn build 5203. Данная сборка отличалась множеством функций, которые стали чертой последних билдов Vista, включая анимацию при копировании/перемещении, отображение апплетов Control Panel по категориям, практически финальный интерфейс IE 7, новое меню Start и многое другое. Однако, были и некоторые странности: тогда Microsoft пыталась выделить цветом панель Details, расположенную внизу каждого окна Explorer, причем цвет символизировал тип хранящихся в папке документов. Позднее от этой идеи отказались и сегодня в Windows Vista панель Details светло-голубого цвета.

В тот момент, когда я был в отпуске со своей семьей в Вермонте, мне позвонил мой друг из Waggener Edstrom — компании, которая выполняет львиную долю PR-работ Microsoft. Я сказал ему, что я в отпуске, но он сказал, что звонок очень важен. Я сжал в руках телефон, поставил на колени свой ноутбук Dell, приготовился слушать и тут Грег Салливан (Greg Sullivan) сказал мне, что Longhorn будет переименован в Windows Vista. Я засмеялся. Ты ведь шутишь, верно? И ради этого ты прервал мой отпуск? Несмотря на мои насмешки, Салливан назвал основнй слоган маркетинговой кампании Vista: Connected, Clear, Confident. Он сказал, что Microsoft рассматривала и другие имена, среди которых Windows Seven, Windows 7.0 и Windows 7, но решили, что Vista отлично подходит и отражает видение компании относительно следующей версии Windows. «Мы живем в мире, где больше информации, больше вариантов общения, больше возможностей» — сказал мне Салливан. «Каждый хочет подогнать компьютер по себя, чтобы компьютер помог сфокусироваться на том, что действительно важно. В этом и кроется смысл Windows Vista: внести ясность в ваш мир, так чтобы вы смогли сфокусироваться на важном».

Джим Оллчин тоже неоднократно высказывал свои чувства к новому имени. «Я влюблен в это имя» — сказал он. «‘Vista’ создает правильное впечатление о продукте и его возможностях, претворяя мечты пользователей в реальность».

Windows Vista (ну хорошо, Longhorn) pre-Beta 1, иначе build 5098, появился в конце того же месяца. В новой сборке появился инсталлятор, очень похожий на тот, что используется в финальной версии Vista. Появилась функция Network Sharing, от которой позднее тоже отказались, Aero Glass (практически идентичный финальной версии Aero version, хотя разработчики обещали усовершенствования), новая система напоминаний для системы управления электропитанием и новый регулятор громкости, удивительно похожие на финальные, новое меню Start и иное. В beta 1 было несколько нововведений в плане оболочки, но позднее с отказом от WinFS они тоже исчезли из операционной системы.

Мой обзор Windows Vista Beta 1 был менее критичным по сравнению с обзором build 5048. «Windows Vista Beta 1 — это то, что я ожидал в апреле, когда на WinHEC 2005 компания Microsoft представила разработчикам build 5048″ — писал я. «С этой точки зрения новый билд — это однозначно не такое ужасное разочарование, как build 5048. Однако, из-за отсутствия каких либо полезностей для рядовых пользователей, которые появились в сборке PDC 2005, появятся в Beta 2 и финальной версии продукта, мне было трудно поверить, что ОС сможет восхитить рядового пользователя. Видя, как виртуальные папки сортируют информацию, мне все время хотелось пользоваться ими. Beta 1 сама по себе была выражением возможностей и обещаний и это было здорово. Единственным моим разочарованием стало то, что компании потребовалось та много времени, что выпустить эту бета-версию: большинство из представленных функций системы были показаны около двух лет назад».

Если быть честным с Microsoft до конца, Windows Vista Beta 1 появилась гораздо позднее, чем Windows XP/Whistler Beta 1. Проблема была в том, что в случае Longhorn сборки выходили чуть ли не раз в год. Тестеры, журналисты интернет-изданий и аналитики жаждали прогресса.

На ежегодной встрече Microsoft с финансовыми аналитиками в конце июля 2005 года, конечно же, главной темой для обсуждения стала Windows Vista. «Я считаю, что Windows Vista ознаменует собой новое поколение программных продуктов Microsoft» — сказал Стив Баллмер (Steve Ballmer), исполнительный директор Microsoft. «Рынок персональных компьютеров, рынок серверов — это растущие рынки. У нас есть возможность стимулировать своими инновациями рынок программного обеспечения, причем рост может быть более существенным, чем на рынке аппаратных устройств». Баллмер также сообщил, что компания намерена выпустить Windows Vista Enterprise. Странно, что в сессии вопросов и ответов Баллмеру не задали о Vista ни одного вопроса.

В предверии июля я заполучил несколько интересных прототипов Vista. Нижеприведенные изображения иллюстрируют видение Microsoft образа Vista UI и они достаточно точно отражают то, что получилось в финальной версии.

  
 

2005 год стал переломным моментом в истории Longhorn и Windows Vista, но следующий обещал быть лучше. Впереди PDC 2005 и череда промежуточных билдов Vista.

Источник: thevista.ru

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты