Долгая дорога к Windows Vista: 2003 г.

Автор: Topol Вторник, Май 8th, 2012 Нет комментариев

Рубрика: Операционные системы

К 2003 году Windows Vista  - тогда еще известная под кодовым именем Longhorn — откладывалась, как минимум, однажды и стало очевидным, что не стоит ждать ее появления в ближайшее время. Однако, в течение 2003 года настрой был, в общем-то, позитивным: Microsoft бросила на разработку новой Windows все свои силы и казалось, что компания движется в правильном направлении.

2003 год

В январе 2003 года компания Microsoft объявила, что намерена добавить в Longhorn низкоуровневые антивирусные (AV) API, чтобы компании-производители ПО, обеспечивающих безопасность работы, могли легко интегрировать свои продукты в состав Windows. К сожалению, этого так и не произошло. Месяц спустя я получил первое описание «Monad» — оболочки и среды для скриптинга нового поколения, которой так и не суждено было войти в состав Windows Vista. Не так давно Microsoft, наконец-то, выпустила Monad, но под именем Windows Power Shell.

В марте 2003 года в сеть утекла сборка Longhorn build 4008 (см. обзор). Данный билд был практически неотличим от предыдущей альфа-сборки, хотя в его составе появился интуитивно-понятный инсталлятор, который дошел до наших дней. Среди других, знакомых по Vista функций, тогда вырисовалось простое окошко поиска, панель Details в оболочке и первые очертания Control Panel/Панели управления, которую мы привыкли видеть в финальной версии. Microsoft продолжает эксперименты с Sidebar, хотя труды оказались бесполезными, так как компания отказалась от оригинальной версии.

В том же месяце Microsoft снова начала говорить о WinFS, еще одной технологии, которая пока пылится на полке. «Мы хотим полностью пересмотреть оболочку Windows; мы намерены переделать Office, в частности Outlook, чтобы реализовать преимущества нового способа хранения информации» — заявлял Стив Баллмер (Steve Ballmer), исполнительный директор Microsoft. «Мы усиленно работаем над этим. По-моему идея интересная».

Да, действительно. На ранних этапах разработки Longhorn объединял самые передовые идеи, но постепенно начал терять интересные решения. Тем не менее, это не повлияло на решение компании выпустить Longhorn параллельно с новой версией Windows Server. «Мы намерены выпустить Longhorn Server — что-то, что будет совершеннее Windows 2003 и будет служить отличным сервером» — сказал Брайан Валентайн (Brian Valentine), старший вице-президент группы Windows. «Будет честным признаться, он уже в разработке».

К апрелю подоспела еще одна альфа-версия Longhorn. Эта сборка под номером 4015 ознаменовалась дебютом прогресс-бара бутскрина, который дошел вплоть до финальной версии Vista (хотя в сборке 4015 прогресс-бар был синим, а не зеленым, как в финальной версии (см.обзор). Появился новый Welcome Screen/Экран приветствия, была добавлена система уведомлений и буквально ничего не стоящая версия WinFS (все это в итоге было исключено из финальной версии). В Longhorn (и соответственно в IE7) был добавлен Download Manager/Менеджер загрузки в стиле Firefox, но и этой функции не удалось дожить до релиза Vista и IE 7.

Сборка 4015 подарила жизнь и так называемым виртуальным папкам, которые позднее были переименованы в Libraries/Библиотеки. Эти папки собирали информацию с жесткого диска, чтобы пользователь в любое время смог отсортировать ее по какому-либо признаку и сохранить результаты в папку (Apple, кстати говоря, реализовала эту функцию, назвав ее Spotlight, лишь два года спустя момента, когда Microsoft впервые о ней рассказала). К сожалению, глобальным планам Microsoft относительно виртуальных папок так и не суждено было сбыться: изначально компания хотела заменить все специальные папки (My Documents, My Pictures и другие) виртуальными. Но после многочисленных жалоб со стороны пользователей, разработчики решили отказаться от такого решения. Виртуальные папки присутствуют в Vista, но данная функция скрыта от глаз пользователей, да и не многие пользователи возмутся за их использование.

Самым большим промахом Microsoft стало начало активной маркетинговой кампании Longhorn. В рекламе к грядущей WinHEC, которая состоялась в мае 2003 года, Microsoft пообещала «3D-графические возможности Microsoft Windows». К тому времени у Longhorn в плане графики должны были быть следующие преимущества:

  • Новая модель графических драйверов — более функциональная, стабильная и надежная.
  • Радикально пересмотренный динамический интерфейс с новыми визуальными эффектами.
  • Аппаратно-ускоренная и независимая от разрешения сглаженная масштабируемая 2D-графика.
  • Богатая 3D-архитектура, которая интегрирована непосредственно в Windows UI.

Боже, как здорово это звучало четыре года назад.

На WinHEC, состоявшейся в мае, было впервые произнесено имя «Aero». Таким был должен был быть интерфейс Longhorn по мнению Microsoft, а технологии Avalon должны были сменить интерфейс Windows GDI (graphics device interface) на XAML-based скриптинг, как альтернативу более традиционному программированию. Месяц спустя Microsoft снова передвинула календарь Longhorn на 2005 год, совместив его с релизом «Longhorn Office». Тем временем, Windows Server vNext (Longhorn Server) был отложен на 2006 календарный год. Кстати говоря, изначально «Aero» был аббревиатурой от Authentic Energetic Reflective Open (Настоящий Активный Отражающий Открытый).

В ходе брифингов, проходивших в июне на кампусе Microsoft, я узнал о планах компании относительно сервиса Microsoft Update, который должен был заменить Windows Update, став открытым для сторонних компаний.
В июле Крис Джонс (Chris Jones), вице-президент Microsoft, заговорил о новой эре ОС, когда приступил к рассказу о целях Longhorn. «Мы намерены из изменить интерфейс Windows таким образом, что у пользователей каждый раз при работе с ней захватывало дыхание» — заявил он. «Что в основном я делаю на своем компьютере? Я общаюсь с людьми. Поэтому мне важно знать все в контексте ‘кто?’. Кто прислал мне тот или иной документ? Кто сейчас в онлайне?».

Джим Оллчин (Jim Allchin), вице-президент Microsoft, был чуть более прагматичным. «Только представьте, что вам звонят и ваш телефон подключен к вашему компьютеру» — говорил он. «Как было бы здорово, если бы компьютер мог на лету просмотреть и отсортировать все сообщения электронной почты и документы, которыми вы обменивались со звонящим, в момент звонка». Действительно, это было бы здорово. Но такой функции никогда не было в Windows Vista, как не было никогда технологии привязки документов и других объектов к пользователям, с которыми взаимодействовал владелец компьютера.

К августу Microsoft пришла к тому, что релиз Longhorn (Windows Vista) должен произойти одновременно с релизом Longhorn Server. Эрик Руддер (Eric Rudder), старший вице-президент Microsoft, тогда сказал, что «люди остерегаются делать предположения, потому как мы крайне серьезны и раз мы наметили план относительно релиза того или иного продукта, мы стараемся его придерживаться». Несмотря на меньшую точность по сравнению с оригиналом, в сети появилась видео-подделка, имитирующая пользовательский интерфейс Longhorn. Видео многих смутило и меня в том числе: интерфейс был очень похож на ранние прототипы Longhorn, которые я видел в ходе семинара Windows Media «Corona». Тем не менее, это была очередная подделка.

Несколько дней спустя ко мне в руки попал оригинал: один из самых достоверных источников из Microsoft продемонстрировал текущую версию Aero UI (см. скриншоты). Эти скриншоты, на которых можно видеть новые кнопки перехода Next/Back в стиле Интернет-браузеров, ознаменовали начало эры Vista-интерфейсов.

В начале сентября я опубликовал несколько скриншотов Longhorn build 4029, который появился месяц назад. Сборка могла похвастаться предварительным просмотром изображений при наведении указателя мыши (функция позаимствована из Microsoft Digital Image Suite), улучшенной Sidebar и некоторыми не столь очевидными подвижками в сторону навигационной модели Aero, которая, в свою очередь, представляла собой так называемый «индуктивный интерфейс». По словам Microsoft, интерфейс такого рода «упрощал взаимодействие пользователя и приложения путем разбиения основного экрана на фрагменты, которые легко объяснить и понять».

Теперь мы подошли к апогею бета-тестирования Longhorn: конференции профессиональных разработчиков — Professional Developer Conference (PDC) 2003 (см. отчет). Тогда мало, кто понимал, но PDC 2003 стала закатом Longhorn и началом Windows Vista. Если бы мне сказали о невыполненных обещаниях, нереализованных возможностях и отсутствии прогресса после этого события, я бы ни за что не поверил. Мы были на PDC 2003, мы видели и мы верили. Мы пили Kool-Aid, погружаясь в радужные перспективы, и нам это нравилось. И практически ничто из того, во что мы верили, не сбылось.

PDC 2003 был дан отличный старт — появился Longhorn build 4051, первый публичный билд следующей версии Windows (см. галерею иподробный обзор). К тому моменту я уже успел ознакомиться с релизом, но хочу рассказать об атмосфере, царившей в зале. В первую очередь, PDC — конференция для различных разработчиков, но перед началом выступления Гейтса люди буквально отталкивали друг друга, чтобы занять места как можно ближе к сцене, как будто это был концерт какой-то рок-звезды.

Затем началось печально известное видео. Я опубликовал его в довольно низком качестве, сняв его на свою камеру, наряду с рядом фотографий, демонстрирующих красоты Aero UI, о котором мы грезили. Тут я впервые опубликовал свое видео с помощью сервиса MSN Soapbox. Есть большая вероятность, что Microsoft попросту удалит его, поэтому смотрите, пока возможно.

Смотреть Longhorn rock video >>>

Только представьте, если сможете, тот блаженный трепет, который мы испытывали в тот момент. Конечно же, после видел началась продолжительная и скучная речь основателя Microsoft. Затем Гейтс уступил трибуну Хиллелу Куперману (Hillel Cooperman) из группы Windows User Experience и тот погрузился в тонкости Aero. В ходе конференции Microsoft представила очень раннюю версию Longhorn с Aero. Мы все были буквально прикованы — это была одна из самых впечатляющих технических презентаций.

Хиллел провел нас по лабиринтам Longhorn и Aero. Он показал новый Welcome screen и потрясающие эффекты прозрачности, позволяющие увидеть, что находится под окном. «Мы надеемся, что вы искренне считаете Aero поразительным и профессионально выглядящим, но это только начало» — сказал он. «Что интересно, такие эффекты создать относительно просто. Вживить это в платформу, сделать частью платформой, чтобы реализовать все ее преимущества — вот то, над чем мы работаем».

Он манипулировал окнами, демонстрировал анимацию. «Смотрите, как гладко анимирован экран» — продолжал он. «Это стало доступно благодаря Avalon — тут и пиксельные шейдеры и desktop composition — весь потенциал современных графических возможностей, который раньше был доступен лишь разработчикам игр, теперь доступен и при работе с любым приложением».

Хиллел даже показал приложение 20-летней давности — Visicalc, работающего в Aero, как доказательство совместимости. Хиллел уделил особое внимание Sidebar. «Пока мы называем это Sidebar. Думаю, что позднее мы дадим приложению другое имя. По большей мере приложение предназначено для того, чтобы отображать некую информацию, напоминания, различные сервисы, которые могут потребоваться пользователю даже в тот момент, когда пользователь занят работой в другом приложении. Например, время или котировки валют, или же RSS-заголовки. Но что наиболее важно, так это не то, что мы сумели сделать данную возможность частью Windows, а то, что Sidebar стала частью платформы. Это часть SDK (Software Developer Kit), с которым вы сможете работать, модифицировать и делать с ним потрясающие вещи».

Хиллел также много говорил о организационных возможностях WinFS, еще одной функций Longhorn, которая вскоре канула в Лету. «WinFS должен обеспечить возможности мгновенного поиска» – сказал он. «Например, у нас имеется 1100 объектов. Я хочу найти все, которые каким-либо образом связаны с Longhorn. Я начинаю печатать – результатов остается 1095 — и к тому моменту, как я заканчиваю печатать, остается лишь 30 подходящих объектов. И обратите внимание, насколько это быстро происходит». Что тут сказать – толпа разразилась аплодисментами.

После обсуждения технических аспектов WinFS Хиллел обратился к коммуникационным возможностям Longhorn, которые позволяют «обмениваться факсами, напоминаниями и контактами». Данная функция позднее также была удалена из продукта. Следующими на очереди были возможности Longhorn в вопросе пиринговых сетей: данная функция частично присутствует в финальной версии, но далеко не в той степени, о которой говорил Хиллел.
Насколько это все было поразительным в те дни? Вот как я писал тогда: «Наконец-то нам показали отличное Longhorn/Aero-демо. Бог мой, Longhorn действительно восхищает и единственное, чем я расстроен, так это тем, что сборка, к которой мне удалось добраться, не совсем эффективно демонстрирует возможности новых функций Longhorn. Эффекты прозрачности, иначе называемые glass-эффектами, очень красивы. Возможность внедрять видео или иные медиа-объекты в тело документов и приложений тоже восхищают, тем более, что таких возможностей больше нет нигде (да, включая Mac OS X Panther). Красота интерфейса Longhorn сводит с ума».

После выступления Гейтса слово перешло к Джиму Оллчину, который представил более технической взгляд на Longhorn. В этом ему помогли гуру программирования Дон Бокс (Don Box) и Крис Андерсон (Chris Anderson). Большая часть выступления была посвящена XAML-программированию, которое стало доступно благодаря API-интерфейсам Avalon, Indigo, WinFS и WinFX.

Если конференция PDC 2003 была чистой эйфорией, то сборка 4051 сама по себе была не такой впечатляющей. В ней нет возможностей Aero, которые мы видели на конференции, — был только немного оживленный интерфейс в стиле XP, известный под именем Slate. Специальные папки были странной смесью виртуальных и стандартных папок. И знаете, мне больше нечего добавить. Данный билд был чем-то серым в отличие от ярких сборок, которые появились раньше. Единственное, что многие отметили в то время, — это значительно возросшая производительность.

В декабре в Бостоне я провел презентацию Longhorn перед группой пользователей Windows, первую из множества подобных презентаций. Longhorn, как я говорил, покоился на нескольких китах: Avalon (Представление информации), Aero (Интерфейс), WinFS (Хранение информации), Indigo (Общение и совместная работа) и Palladium (Безопасность). Один из этих столпов – WinFS – был полностью удален из кода, другой же – Palladium – был урезан настолько, что он перестал быть столпом.

К тому времени Microsoft была готова к релизу первой бета-версии долгожданного Windows XP Service Pack 2 (SP2), который должен был привнести множество новых возможностей по обеспечению безопасности. Мало, кто в то время понимал, что XP SP2, а точнее многочисленные проблемы с безопасностью Windows XP, которые поставили релиз SP2 на первое место, оказали огромное влияние на разработку Longhorn/Windows Vista.

Источник: thevista.ru

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии Вы должны быть авторизованы.

Похожие посты